И так, ответ на часто задаваемый вопрос. Все о принципах ценообразования в моем магазине.
Почему так дорого?
История лаковой миниатюры уходит далеко-далеко, во времена до нашей эры, в Китай, откуда она распространилась по странам Дальнего Востока и Европы. В Россию лаковое дело пришло сравнительно поздно, но все таки пришло, за что мы должны сказать спасибо Петру Великому, чей вклад в развитие русского искусства в целом и лаковой миниатюры в частности переоценить сложно.
И вот, уже в 1795 году, возникает первое лаковое производство в нашей стране - в д. Данилково (Федоскино). Ну, не будем вдаваться в детали. Многим известно, что промысел изначально был направлен на производство козырьков, а живописью на шкатулках мастера стали заниматься много позже, а кому неизвестно, впрочем, легко могут найти историю промысла и ознакомиться с ней.
Прошло уже более двухсот лет, а мастера все так же пишут масляными красками на все том же полуфабрикате из папье-маше. Все та же многослойная живопись, разделенная слоями лака. Традиции и технологии федоскинского промысла сохраняются и по сей день, но в то же время за два века изделия очень изменились. Появилось много видов полуфабриката, появилась возможность создавать уникальный полуфабрикат, появилась масса новых сюжетов, и традиционных, и совершенно разных. Появились мастера, имеющие индивидуальный почерк, мастера, которых не спутать с другими. Появились более совершенные материалы. Более совершенные и более дорогие.
В своей работе мы стараемся использовать самые хорошие материалы, к которым имеем доступ, и самые хорошие инструменты. Мы стремимся создать изделие не только красивое, но и качественное и долговечное.
Хороший полуфабрикат может стоить и тысячу, и две, а уникальный будет стоить значительно дороже. Стоимость кистей может доходить до четырехзначных значений за одну кисть, и даже при самом бережном пользовании она может начать портиться уже после двух-трех написанных ею работ. Краски. Вы сами можете зайти в художественный магазин и посмотреть, сколько стоят масляные краски. Только учитывайте, что мастера берут еще и не самые дешевые из них, а кто-то пишет маслом с ценником в районе тысячи рублей за тюбик. Сусальное золото. 2000-3000 за книжечку из 25 листов 8*8 см. Металлические порошки для грунта, металлические пасты, наждак, масло, растворители и прочие расходные материалы. Очень дорогие лаки. Масляные и автомобильные. Но отдельное внимание уделю стоимости труда художника. Технологический процесс создания лакового изделия довольно сложный. Полуфабрикат готовится к живописи, покрывается черным лаком снаружи, красным внутри, в несколько слоев. Затем грунт и несколько слоев (минимум три) живописи, каждый из который покрывается несколькими слоями прозрачного лака. Очень кропотливая, тонкая, длительная живописная работа и финальное покрытие лаком в несколько слоев, опять же, и полировка, которая тоже делается не бесплатно. Лак и полировка среднего изделия может стоит 1-2 тысячи рублей.
И так, что мы имеем. Промысел с древнейшей историей, третий век хранящий свои традиции, технологически сложный, с самым сложным, энерго- и времязатратным видом живописи. На изготовление одного изделия может уйти до нескольких месяцев. Теперь подумайте, действительно ли дорого, 50 т р за изделие, изготовление которого займет 3 месяца? 16-17 т р в месяц, а ведь многие мастера имеют доход только с занятия живописью.
Для сравнения, написание станковой работы размером в районе 60*70 см может занять всего 1-2 недели. Для акриловой живописи в интерьере - за это время можно расписать целую стену.
И так, заключим: мы имеем дело с, по крайней мере, одним из самых дорогих видов живописи.
Почему же одна шкатулка стоит 3 000, а другая 50 000?
Цены на изделия очень сильно колеблются. Здесь много факторов. Первый - полуфабрикат. Его форма и размер. Панно будет дешевле шкатулки, а уникальная форма, как я уже отметила, будет дороже стандартной. Это связано и с собственно ценой полуфабриката, и с технической стороной. Чем сложнее форма, тем сложнее с ней работать. Очевидно - чем больше размер изделия, тем выше цена.
Второй фактор - жанр. По стоимости от меньшего к большему их можно расположить примерно так: пейзаж, натюрморт и архитектурный пейзаж, анималистика, однофигурная композиция, многофигурная композиция и портрет. Здесь есть свои нюансы, разумеется, и границы могут стираться. Но самым дорогим жанром всегда будет портрет на заказ.
Третий фактор - сюжет. Здесь важен стиль и уникальность. Дешевле всего - традиционный федоскинский сюжет. Это всевозможные Иваны-царевицы, Аленькие цветочки, жар-птицы, традиционные тройки и изображения народных гуляний. Интерпретации классической живописи стоят дороже. Сюжеты в уникальном стиле.. Думаю, вы поняли, за уникальность нужно платить. Ну, и очевидное - копия дешевле творческой авторской работы. И чем более творческая и авторская эта работа, чем больше сил художник вложил в разработку сюжета, тем дороже будет изделие.
Прочие факторы. Это оформление корпуса шкатулки - от мокалки, черепашки, орнамента, шотландки до живописи. Использование сусального золота, серебра, пасты. Использование перламутра, эпоксидной смолы, жемчуга, драгоценной фурнитуры, стразов сваровски и т.д. и т.п.
Вот, в общем-то, и все. Я постаралась объяснить этот важный и многих интересующий момент максимально полно и понятно. Надеюсь, эта информация будет для кого-то полезной)