Романтичный и эмоциональный образ Шивы — один из моих самых любимых и вдохновляющих на творческие дела. Путешествуя по Индии Шива очень часто встречается в скульптуре, каменных рельефах храмов, росписях.
Загадочный и пленительный, он даже послужил к созданию нескольких моих картин.
Для меня есть два лика этого Бога. Шива спокойный и созерцательный, погруженный в глубочайшую медитацию. И Шива яростный, всесокрушающий, полный огня и эмоций, поглощенный вечным танцем — Натараджа. И об этом втором божественном проявлении я хочу вам рассказать.
Танец — это древняя форма магии. Танцор в процессе вовлекается в параллельную реальность и обретает сверхнормальные силы. Его личность в танце изменяется. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней сущности человека и в конце концов слияние с Божеством. По этой причине танец в Индии развивался параллельно суровой аскезе и дыхательным практикам, полным погружения в себя. Танец — это акт творения. Он создает вокруг новое пространство и вызывает в танцоре новую, более высокую индивидуальность. Танец может стать космическим, пришедшим из иных миров, если он пробуждает в человеке дремлющие в нем эволюционные энергии.
В индийском искусстве, в живописи, в скульптуре, в архитектуре ничто не существует бесцельно и случайно. Даже самый маленький листочек имеет свое духовное содержание. Это касается и скульптурных форм индуистских богов и богинь. Каждое божество занято чем-то, что исполнено глубоким космическим символизмом. Особенно выделяется в этой связи изображения танцующего Бога Шивы как Натараджи, или Владыки танца.
Шива — один из верховных богов ведического индуизма, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную троицу (тримурти), где он выступает как бог, уничтожающий в конце каждого периода миры и создающий их заново. Натараджа — это одна из форм представления Бога Шивы. Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец "тандава лакшан".
Наверное, Шива — один из немногих богов, которые так удачно сочетают в себе аскетизм и чувственные услады во всех их проявлениях, жестокость и милосердие, разрушительную силу созидающее начало. Его образ — это владыка Вселенной, в танце создающий миры, — красив и притягателен. Недаром именно Шива Натараджа (танцующий Тандава — танец созидания, мужской танец) стал излюбленным изображением скульпторов Индии. В этом удивительном облике Шивы отражены и сплетены воедино религия, философия и искусство.
Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика Апасмара, который символизирует невежество.
Это означает победу над необразованностью и эгоизмом, над дуализмом, отождествлением с собственным телом и умственными концепциями. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в ее культуре.
Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца: Исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальной позе.
Кобра, которая символизирует Кундалини, извивается кольцами вокруг нижней правой руки Шивы, которая показывает Абхаю-мудру — покровительственный жест, который означает защиту от зла и невежества. Также это положение руки говорит об отсутствии страха, спокойствии, невозмутимости, мгновенном принятии происходящего, выжженной эмоциональности.
У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет смысл. Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов — символ космического ритма и звука. Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика.
В другой руке (левой верхней) держит язычок пламени. В равновесии рук проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Созидающий звук против разрушающего пламени!
Две нижние руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук). Нижняя правая рука с поднятой открытой кистью замерла в мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой нижней руки (опущенная кисть с выпрямленными пальцами) — указывает на поднятую левую ногу и означает вожможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности (майа).
Косы Шивы, обычно собранные в узел, здесь развеваются во все стороны.
На лбу у Бога полумесяц. Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени. Арка из огней, символизирует страдания души от бесконечных перерождений перед освобождением. Существует и другое объяснение: пламя показано в движении вокруг тела Шивы, который воплощает в себе вселенную. Таким образом создается впечатление, что Шива находится внутри огненного круга. Однако огонь только один, круг – это иллюзия, а Шива – тот, кто создает майю.
Выражение лица Шивы показывает его нейтралитет и спокойствие.
Образ Натараджи является мощным ритмическим средством, постоянно занятым 5-ю вечными видами деятельности: созидания, сохранения, уничтожения, абстракции и благословения. Вездесущий и Всемогущий Шива в своем танце одновременно осуществляет эти аспекты деятельности.Его поза воплощает в себе взаимодействие трех вечных первородных сущностей — бога, души и неволи — открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.
Образы Шивы-Натараджи можно встретить по всей Индии. Они могут быть выполнены из камня и из бронзы. На севере Индии его изображения украшают стены храмов. Эта традиция продолжается здесь со времен правления династии Гуптов. На юге страны самые ранние образы Космического танцора относятся к YI веку, начиная со времен династии Чалукиев. Иконы Натараджи являются воплощением радости жизни, экстаза ритмичного движения, идеального баланса, симметрии, грации и гармонии. Великий французский скульптур Огюст Роден когда-то сказал, что Шива Натараджа -это самая гениальная скульптура, созданная человеком.
Современные индийские танцовщицы в образе Шивы Натараджи.