Бывают виды народного искусства, которые существуют много веков. Они живут одной жизнью с народом, меняются, развиваются, оставаясь в чем-то неизменными. Например, знаменитые украинские рушники или килимарство. А есть такие, которые вдруг появляются, быстро набирают популярность, а потом так же быстро исчезают. Икона на стекле пришла к нам из Европы в 18 веке. В 19 веке стала очень популярна по всей Украине, а уже в начале 20 веке этот жанр практически сошел на нет.
В Украине, в отличие от других стран, на стекле писали только религиозные сюжеты. Мастерами были простые люди без образования, без знаний всех канонов. Они писали их так, как чувствовали, как сами понимали, вкладывая всю мудрость народа, весь его темперамент и представления о мире. Яркие, сочные, такие непохожие на привычные церковные иконы. Они никогда не использовались в храмах, зато были почти в каждом доме, в маленьких придорожных часовенках.
Центром иконописи на стекле всегда была Западная Украина, Гуцульщина. От туда работы мастеров расходились по всей Украине. К сожалению, большинство работ было уничтожено в советское время и сам этот вид творчества практически прекратил свое существование.
В наше время вновь просыпается интерес к живописи на стекле. Многие профессиональные художники работают в этом жанре, сохраняя и развивая давнюю традицию: Александр Ковальчук, Ромко Малко и Мар’яна Мигаль, Черниш Галина, Галина Кузьменко-Кузнецова, Остап Лозинський.
Рисование на стекле принципиально отличается от классической техники иконописи: слои краски наносятся в обратном порядке и с первого раза — переписать, исправить ошибку уже невозможно. Сначала стекло тщательно очищается, иногда покрывается тонким слоем желатина для лучшего сцепления краски с поверхностью. Затем наносятся контуры черной или темно-коричневой краской, плоскости заполняются цветом, начиная со светлых и заканчивая самыми темными, а с обратной стороны стекла постепенно проступает образ. Краски использовались масляные или темпера. Защищенные стеклом, они не теряют со временем своей живости, сочности и яркости.