II. Основные элементы конструкции головного убора
1) Перья (Feathers)
Перья — основной декоративный элемент головного убора: от того как они препарированы и украшены зависит то, как будет выглядеть весь головной убор и сколько он будет стоить. Индейцы предпочитали черно-белые перья молодого беркута (Immature Golden Eagle). Наравне с этим использовались перья взрослеющих (Semi-mature) и взрослых (Mature) птиц, имеющих более темную окраску. В настоящее время в связи с запретом в большинстве стран охотиться на любых орлов, при изготовлении головных уборов используются индюшиные перья, которые разными методами стилизуются под хвостовые перья орла. Чаще всего в недорогих коммерческих моделях используют белые перья с кончиками окрашенными в черный или бурый цвет (Imitation feathers).
Более качественный и дорогой способ — художественная роспись пера с передачей малейших ньюансов, присущих орлиному перу (Hand painted feathers). По внешнему виду такие перья почти ничем не отличаются от настоящих, но у них есть один существенный недостаток: в отличие от перьев, кончики которых просто окунают в черную краску, они очень деликатны и их раскраска может облупляться от трения перьев друг о друга. Головные уборы, сделанные из таких перьев, лучше всего использовать как интерьерное украшение и стоит надевать от случая к случаю. Впрочем, есть и такие перья, которые лишены всех этих недостатков и по внешнему виду и на ощупь ничем не отличаются от настоящих орлиных (только у нас). Количество перьев на головном уборе — от 24 и более (26 , 28, 29, 30, 31, 36, 40).
Основания перьев обычно обматываются сукном (ситцем, шерстяными нитками, крашенными сухожилиями и т.п.) красного цвета (от алого до огненно-красного), но в ходу и другие цвета: темно-синий, темно-зеленый, оранжевый, желтый и др. Все зависит от фантазии и вкуса: главное, чтобы цвет обмотки сочетался с цветами на вышивке и пухом на перьях.
Далее перья могут украшаться пухом, мелкими перьями, а на концах приклеивается или конский волос, или пух, или и то и другое вместе. На кончике пера, там, где крепится конский волос или пух, обычно делается что-то типа полоски из меха горностая или гипса, которые раньше символизировали "ку" (великие деяния владельца). На современных уборах вместо этого обычно приклеивают кружочки (иногда, впрочем, ромбики и т.п.) из белой кожи.
В заключение скажем, что при всей кажущейся простоте вопроса и обилии забугорных магазинов, предлагающих широкий ассортимент "индейских перьев" (например, Matoska, Crazy Crow и т.п.), достать подходящие перья хорошего качества (т.е. нужного размера, формы и способа раскраски) очень сложно. Например, на наших самых дорогих моделях используются перья, которые мы собирали несколько лет!
2) Кожаная или фетровая шапочка (scull cap or crown)
Традиционно шапочка делалась из мягкой кожи (преимущественно оленьей или лосиной, иногда бизоньей), Наряду с кожаной даже в старые времена использовалась и фетровая шапочка, которая вырезалась из ковбойских или армейских шляп. На первый взгляд — ничего особенного, но как это часто случается, "черт скрывается в деталях". Каких-либо специальных стандартов для кроя не существует и тем не менее, именно по шапочке можно судить, в каком стиле - традиционном или современном — сделан головной убор. Многие изготовители или "народные очумельцы" из среды российских индеанистов вообще не имеют представления о том, как должна делаться эта деталь головного убора.
Шапочка может быть декорирована пухом или/и мелкими перьями, мехом (горностая, кролика, койота, бизона и т.п.), шкурками горностая и т.п.
3) Налобная полоска (browband)
Хотя расшитая иглами дикобраза или бисером налобная полоска и является чуть ли не основным декоративным элементом головного убора (после самих перьев, естественно), первоначально головные уборы изготавливались и без нее. Полоска с различными узорами или символикой появилась позднее: это видно хотя бы пот тому, что часто она нашивалась поверх перьев или же могла меняться на одном и том же уборе (если она приходила в негодность или не нравилась владельцу по какой-то причине).
Вышивка может быть из игл дикобраза (quilled) или бисера (beaded). Бисерная вышивка - или ленивым стежком (lazy stich) или на станке (loom beaded). Самый дорогой и, наверное, красивый способ — иглами дикобраза. Вместо вышивки или дополнительно к ней можно сделать орнамент из монет, кончесов, заклепок и т.п.
4) Боковые украшения (Side adornments)
Как уже было сказано ранее, этот элемент появился еще на раннних моделях головных уборов и ему придавался глубокий магический смысл. В последующем этот смысл утратился и боковые подвески разных типов стали использовать исключительно ради красоты. Традиционно в качестве боковых подвесок используют шкурки горностая (целиком, в виде трубочек, бахромы или просто хвостики), шелковые ленты, полоски сукна и т.п. Здесь также возможны различные сочетания и все зависит от фантазии. В коммерческих моделях вместо дорогих шкурок горностая используют шкурки кролика и прочих нетрадиционных для этих целей животных, например, хвосты койота, волка и др. и пришивают побольше кожаной бахромы - главное, чтобы круче смотрелось :))
Кроме того, в качестве бокового украшения стало обычным делом использовать розетки разных типов: бисерные или расшитые иглами дикобраза, круглые зеркальца, кончесы, гильзы от стрелкового оружия, бубенцы, пуговицы, перламутровые диски, перья, крупные стеклянные или металлические бусины, хэйрпайп, металлические конусы и т.п. Все эти детали - относительно новый элемент и на старых головных уборах практически не применялись.
5) Главное перо (Major plume or Sun Dance plume)
Главное перо — обязательный элемент для любого более или менее настоящего, непотешного убора. Главное перо должно крепиться к шапочке, примерно по-середине на линии между двух центральных перьев. Смысл Главного пера — выделить своего владельца, это как личный знак отличия. Именно поэтому практически невозможно встретить дубликаты на старых головных уборах. На большинстве старых фотографиях можно увидеть, что на конце Главного пера крепился пучок из пуха (плюмаж): возможно, что свое название перо получило по этой причине.
Вполне вероятна и другая этимология этого названия: Главное перо делается только из маховых, т.е. самых больших перьев.
Возможно также, что оно Главное потому, что оно самое важное для владельца поскольку призвано соединять его с Великим Духом. Исходя из этого, есть основания полагать, что Главное перо должно делаться только из маховых перьев молодого белоголового орлана (wanbligleska), поскольку именно он по представлению Лакота является посланником Вакантанка.
Примечательно также, что на большинстве музейных экспонатов Главное перо отсутствует: вероятно, это связано с тем, что продавая, даря или иным образом отдавая свой головной убор, владелец оставлял Главное перо себе именно потому, что оно имело для него слишком личное, сакраментальное значение.
Продолжение статьи см. здесь:
Marina Berlucci ®