Друзья, сегодня покажу немного фотографий, который были сделаны мной в процессе работы над мебелью в нашей мастерской. Работа в столярной мастерской сопряжена со многими трудностями. Требуется повышенное внимание при работе на опасных станках и с острыми инструментами. Необходима повышенная аккуратность и усердие, чтобы не переделывать трудоемкую работу дважды. Работа происходит в условиях повышенного шума и при наличии древесной пыли. Мастер все время на ногах, много работы внаклонку, требуется сила при переносе тяжелых элементов мебели. Часто очень долго нужно подумать, прежде чем начать действовать. Это как раз тот самый случай, когда можно сказать "семь раз отмерь, один отрежь".
Для начала коллаж с некоторыми из наших работ.
Мы работаем только с массивом дуба, поэтому на всех фотографиях вы видите именно дубовые детали мебели. Теперь фото из мастерской.
Фото 1. Работа на круглопильном станке.
Металлический диск в станке вращается с огромной скоростью, зубья его очень острые. Работа требует предельного внимания и аккуратности. Станок, конечно, облегчает работу столяра, но только при правильном обращении с ним.
Работа столяра требует большой точности. Детали мебели должны быть сделаны так, чтобы все плотно прилегало друг к другу. Для работы мастер использует специальные приспособления, изготовленные им для получения более точных распилов.
Фото 2. Детали будущей мебели, по мотивам антикварной.
Название работы пока секрет Про нее будет отдельный рассказ в нашем блоге, не буду забегать вперед.
На столе разложены другие детали для того же предмета мебели.
Струбцинами зажаты плоскости деталей, которые требуют склейки.
Фото 3. Та же деталь ближе.
В верхней и нижней частях детали сделаны т.н. шипы, которые позволят соединить деталь с остальным несущим каркасом изделия без использования саморезов и других современных приспособлений. Соединение шип-паз - это классическое столярное соединение. Его надежность проверена веками. Именно с использованием таких соединений сделаны каркасы антикварной мебель - буфетов, столов, шкафов и т.п. Конечно, саморезы вкрутить проще, чем точно выпилить такой шип. Саморезы - это сильно быстрее и намного проще. Но мы не используем их в своей работе, т.к. мебель, в каркасе которой есть даже правильно вкрученные саморезы, не может быть надежной, она разболтается во сременем (особенно та, которая предназначена для динамических нагрузок)
Мы делаем долговечную мебель, чтобы ее можно было передать по наследству.
Фото 4. Рисунок дубовых досок на этой детали подбирался специально, чтобы было красиво.
Красота этой плоскости будет еще заметнее, когда мебель будет обработкана цветным масло воском.
Центральная часть - это дубовый щит, которые мы клеим в нашей мастерской.
Мы не покупаем готовые мебельные щиты, который продают в магазинах, а делаем их сами.
Фото 5. Фабричный мебельный щит слева, наш щит - справа.
Хорошо видно, что фабричный набран из тонких ламелей (брусочков), не подобранных по цвету и текстуре. Такой щит подойдет для мебели в современном стиле или в стиле минимализм. Мы же делаем авторскую мебель в классическом стиле, поэтому нам нужен красивый рисунок дерева, без таких резких переходов цвета и с более ярко выраженной дубовой текстурой. Современные производители дубовой мебель, которые делают мебель на потоке, не заморачиваются. Поточная мебель делается из таких вот - тонколамельных щитов. Вид у фасадов такой мебели совсем другой. Она как-бы полосатая. Дубовый щит, сделанный в нашей мастерской, склеен из досок, которые мастер отобрал по рисунку так, чтобы смотрелось наиболее гармонично. Все фасады нашей мебели мы делаем таким образом. Именно такой подход позволяет проявить красоту натурального дерева - каждая доска уникальна и неповторима.
Фото 6. Торцы тех же дубовых щитов. Магазинный мебельный щит внизу, наш щит - наверху.
На торце хорошо видны годовые кольца дерева - непрерывный, неповторимый рисунок. Хорошо видно, что для склейки магазинного щита использовали много тоненьких дощечек, в том числе и с заболонью (это светлые полосы, последние самые молодые годовые кольца, они имеют другую плотность и, строго говоря, должны пускаться в отход) В нашем щите всего две доски, подобранные по рисунку. Поверхность более однородная и более благородная на вид - то, что нужно для классической мебели.
Фото 7. Первая пробная сборка каркаса.
Выявляем возможные неточности, чтобы затем их устранить. Каркас собирается полностью на классических столярных соединениях. В этой мебели не будет ни одного самореза. Срок службы при правильной эксплуатации практически не ограничен.
Фото 8. Шип в угловой стойке каркаса.
Он должен идеально войти в паз, который сделан в верхней детали (ее на этом фото не видно).
Видно, что шип выточен из той же дубовой доски, что и сама деталь несущей части каркаса.
Фото 9. Таже деталь снизу. Шип входит в паз нижней обвязке каркаса.
Фото 10. Качество одной из деталей вызвало у мастера сомнение.
Помощнику мастера - Денису - поставлена задача предложить варианты выхода из ситуации.
Обучение у мастера не простая задача, Михаил очень требовательный к качеству работы как к себе, так и у другим людям. Помарок быть не может ни в чем! Чтобы стать настоящим мастером столяром нужно потрудиться не один год. Денис очень любит работать с деревом. Он умелый плотник, имеет базовые навыки в резьбе по дереву. А его позитивный настрой и трудолюбие - это отличные качества для начинающего столяра Пожелаем ему удачи на этом интересном и не простом пути!
Фото 11. Грубая заточка столярного инстумента.
Искорки меня завораживают
Фото 12. Творческий беспорядок. Работа над рисунком резьбы подлокотников.
Михаил старается поддерживать в мастерской образцовый порядок. К съемкам не приходится разгребать завалы. Я снимала процесс изготовления резьбы для ключницы, а потом просто прошла мимо стола, где были разложены инстументы и детали будущей мебели. Мастер просто отошел за циркулем. Вот так красиво выглядит работа над резьбой подлокотников к нашей новой мебели, которая создается по мотивам антикварной.
Подлокотники сделаны полностью с нуля. Эскизы, расчеты и собственно резьба - все полностью делает Михаил, такие вещи он никому не доверяет. От того, насколько будет удачна форма подлокотников, насколько правильно будут найдены пропорции резьбы и насколько качестенно она будет исполнена, в конечном итоге будет зависеть все впечатление от предмета мебели в целом. Подлокотники - это самый интеесный и трудный элемент в этом предмете
Черновые линии намечаются фрезером. Прорезание до идеала делается вручную. Это очень кропотливая и тонкая работа.
Фото 13. Вот так происходит разметка геометрической резьбы
для ключниц и наших вешалок при помощи электрического ручного фрезера.
Потом эту грубую форму мастер доводит до совершенства уже без использования электроинструментов.
Дубовая пыль очень опасна для здоровья, поэтому все пыльные работа обязательно выполняются в маске. Дышать и говорить не удобно, но это необходимо. Я как-то попробовала ради интереса побыть в такой маске 5 минут. Сказать, что я устала - это вообще ничего не сказать. Столяр же проводит в такой маске не один час в день. Вот такая не простая у них работа!
Фото 14. Результат работы фрезером. Пока на геометрическую резьбу не очень похоже.
Дело за малым - обработать это все руками, без использования электроинструмента.
Мозги и руки столяра пока ничем заменить не возможно
Фото 14. Часть подлокотника крупным планом.
Вот так красиво выглядит натуральное дерево. Еще несколько дней назад это были просто обычные дубовые доски. Теперь - это деталь уникального предмета мебели, аналогов которому нет в мире. Деталь сделана из шести дубовых досок. На ее изготовление ушло полностью три рабочих дня.
На сегодня пока все.
Сейчас я готовлю несколько художественных фото подлокотников, в том числе и с участием мастера Михаила Силаева. Уверена, что Вам будет любопытно на них посмотреть. Если вы любите дерево, деревянную мебель, мебель из массива дуба - подписывайтесь на наш блог, впереди нас ждет много интересного!
Ваша Лида Силаева