За те почти семь лет, что я в деле, я совершила немало ошибок и промахов. И теперь у меня возникло желание предупредить и вооружить всех, кто только начинает подбираться к этой интереснейшей деятельности. Сразу предупреждаю, что этот материал не для тех, кто обучается профессионально! Он рассчитан на энтузиастов, которые собираются броситься с головой в освоение техники, так же, как я семь лет назад, не обращаясь к преподавателям и в учебные заведения.
Итак, ничего не бойтесь и беритесь за кисть — сейчас я расскажу, что я делала не так.
Ошибка первая: беспомощность
«Я не знаю, как это сделать», «Я это не умею», «Меня этому никто не научит». Да, это поначалу так. Не рассчитывая на помощь других людей, вы сидите и не знаете, как воплотить вашу идею.
Я столкнулась с этим, когда только-только собиралась взяться за кисть. У меня лежали акриловые краски и самозатвердевающая глина, а я не знала, что с ними делать. Это длилось достаточно долго, и не было никаких идей.
Что с этим делать:
Брать материал и действовать! Вы быстро начнете находить наиболее эффективные для вас приемы. Не бойтесь покупать материалы и экспериментировать с ними, читать форумы и сообщества. В интернете очень много информации, которой можно пользоваться, даже не спрашивая других. Если поиск совсем не принес результатов, можно обратиться за помощью, либо коллеги сами вам ее предложат.
Ошибка вторая: самонадеянность
Вы не признаете чужих наработок и пытаетесь разработать собственную технику с нуля. Но через некоторое время лак почему-то трескается или липнет, краски почему-то застывают не так, как вам хочется либо просто не ложатся. Но вы продолжаете совершать одни и те же ошибки, хотя прикладываете все усилия для их избежания. Внушаете себе, что справитесь и сами.
Я очень долго упрямилась :) Я действительно большую часть своих навыков получила самостоятельно, но в непринужденном общении с коллегами узнавала о новых возможностях, которые использовала по собственному усмотрению.
Что с этим делать: некоторые базовые знания о материалах и технике подходят для всех, нет смысла изобретать велосипед. Решение такое же, как и в предыдущем пункте.
Ошибка третья: неконструктивность.
Вы не знаете, что нарисовать и просто импровизируете в надежде, что все сделается само. Иногда это работает — когда в голове есть сложившийся образ, а основа будто бы создана для него. Но чаще бывает наоборот — композиция разбивается, цвета не те, а через час потуг и бесконечных стираний хочется все выбросить, заказать пиццу и включить «Игру престолов». Знакомо? Какая боль!
Что с этим делать:
Все, даже совершенно бредовые и неоформившиеся идеи зарисовывать в маленький блокнот — в масштабе 1:1, сразу вписывая их в простые геометрические формы. Даже если это просто портреты животных, которые, казалось бы, не требуют особых изысков.
Вписывать обязательно — так вы сразу разработаете композицию и ваш эскиз не будет мучиться и страдать.
Чем больше таких «прототипов» — тем больше будет выбор. Захотев использовать какую-либо основу, берите ее, берите блокнот, кладите рядом, смотрите, примеряйте и рано или поздно пазл сложится.
Ошибка четвертая: страх перед материалом
Предположим, что у вас уже есть эскизы, идеи и материалы для росписи, но вы не решаетесь взять хороший камень и попробовать воплотить на нем свои задумки. Ваш блокнот уже распух от рисунков, а основы под роспись лежат и ждут своего часа.
Когда я переходила с самозатвердевающей глины на камни, это стало серьезной проблемой. Камни были слишком красивы, чтобы их портить...
Что с этим делать: придется этот страх пересилить! Неудавшийся рисунок всегда можно стереть или переделать. Можно подходить к работе ответственно, продумывая каждый шаг, а можно по воле вдохновения сотворить шедевр за полчаса. В любом случае, вы не узнаете, если не попробуете.
Ошибка пятая: небрежность
От ее последствий я не могу отделаться до сих пор. Обычная ситуация: сейчас сделаем замалевок, пусть неаккуратно, на следующем слое все исправится. Нет! Не исправится, а будет только хуже. Именно на первом слое закладывается основа всей работы. Когда рисуются контуры, вся дальнейшая работа опирается на них; когда они начинают закрашиваться, вам приходится перекрывать неаккуратные участки снова и снова, и вы таким образом сильно усложняете себе жизнь.
Критерий аккуратности в росписи весьма размыт: кто-то стремится рисовать так, чтобы не было видно ни единого мазка; кому-то нравится веселое наляпывание. Все это очень субъективно и можно часами спорить о том, как же все-таки правильно.
Что с этим делать:
Верного ответа нет! Единственный критерий аккуратности, которым руководствуюсь я — все должно быть на своем месте. Если мазки не растушеваны, то пусть они улягутся ровной и стройной мозаикой, не разбивая и не нарушая композиции. Пусть ваша работа на любом своем этапе выглядит достойно и целостно.
Ошибка шестая: вымученность
Бывает, насмотришься профессиональных работ и думаешь: ого, как фотография! Вообще не видно, что это роспись. Вот бы научиться так же!
И в ход идут большие беличьи кисти, всевозможные спонжи — и растушевки и размывки становятся важнее самого рисунка.
Со мной это случилось, когда я впервые увидела миниатюры из Федоскино. Я вбила себе в голову, что в хорошей росписи не должно быть видно ни единого мазка. И стала сосредотачиваться на этом, а не на идее рисунка, его композиции, смысле.
В таком случае готовая работа может получится блеклой, неинтересной, несбалансированной по цвету; может быть, она даже не будет читаться с расстояния хотя бы метра. Это как раз тот случай, когда говорят «за деревьями не видно леса». Можно бесконечно оттачивать технику, можно стать человеком-принтером, но так и не сделать хорошей работы.
Что с этим делать: не зацикливаться на технике. Между «все на своем месте» и «все вылизано и заглажено» — огромная пропасть.
Ошибка седьмая: художественная неграмотность
Сейчас я подхожу к фундаментальной ошибке, которая портит жизнь всем начинающим миниатюристам. Миниатюрная роспись — это сложный комплекс навыков. Без базовых знаний по композиции и цвету вы не нарисуете ничего стоящего.
Что с этим делать:
Помимо собственно росписи, необходимо тренироваться в рисунке, делать наброски, этюды, учиться чувствовать форму, учиться стилизовать. Не обязательно становиться очень хорошим рисовальщиком — я так и не стала. При всем желании не смогу нарисовать хороший академический портрет или пейзаж. Но моих знаний хватает хотя бы для стилизации, и я этим пользуюсь.
Ошибка восьмая: недостаточная насмотренность.
К счастью, эту ошибку я совершила задолго до занятий миниатюрной росписью и успела ее исправить. Когда-то давно, еще в подростковом возрасте, я пыталась рисовать в стиле аниме, но быстро поняла, что без знания анатомии мне в этом направлении делать нечего; а начав изучать анатомию, в рисовании аниме разочаровалась :)
Сейчас я часто встречаю эту ошибку у начинающих. Как правило, человека подталкивают пробовать технику работы определенного, узкого круга авторов, работающих именно в этой технике, либо какой-то сформировавшийся стиль, с виду далекий от академического. У многих существует убеждение, что для обучения нужно копировать работы профессионалов, однако это не совсем так. Во-первых, те, кого вы считаете профессионалами, могут сами совершать ошибки — и вы, копируя, скопируете работу вместе с ошибками. Во вторых, если вы будете копировать слишком характерные, стилизованные работы, то не научитесь азам и сильно усложните свой собственный творческий поиск.
Что с этим делать:
Для копирования лучше выбирать работы старых мастеров, изучать историю искусства и академическую живопись хотя бы в течение года, и через некоторое время эта база начнет обрастать собственными наработками.
Вы могли заметить, что перечисленные пункты противоречат друг другу. В этом и смысл моей заметки: при самостоятельном обучении вам придется постоянно балансировать между крайностями. Но это увлекательный и интересный процесс, который надолго обеспечит вас постоянным и любимым увлечением, а может быть, в дальнейшем и работой.
Поэтому просто попробуйте — кто знает, что получится именно у вас?