Хочу поделиться своим опытом по созданию фирменного стиля, концепции и раскрутке. Предлагаю краткий курс по созданию собственного бренда на профессиональном уровне. Я просто уверена, что для человека творческого это будет увлекательный процесс, очень полезный навык. И большого труда не составит определиться с творческим стилем и направлением деятельности. А вот дальше начинается самое интересное.
Урок № 1. Основы основ. С чего начать.
Итак, начнем. Логотип — графический знак, эмблема, используемый предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, в виде стилизованных букв или идеограммы. Логотипы широко применяются в качестве товарных знаков. Но это википедические данные. Если взять саму суть, логотип — это образ! Это портрет! Это внешний вид его владельца. И подход к нему должен быть профессиональный, тонкий и хорошо продуманный. Логотип — это выход на совершенно другой уровень работы с заказчиком. Это уже бренд. Это своя собственная марка, выгодно отличающий вас от конкурентов. Как правило, это слово крепко ассоциируется с внешним видом крупных брендов таких как Adidas, Apple, Coca-Cola, Mersedes и так далее. Ведущие товарные знаки, которые мы видим сегодня не всегда были такими. Они прошли несколько ребрендингов, видоизменялись, подстраивались под тренды и эпохи много раз. Кстати, в рекламе, как и в любом другом творческом направлении, тоже есть свои модные тенденции, стили и законы, принципы композиции и правила. Есть модерн и классика, хенд-мейд и авангард. Законов много, но трогать пока мы их не будем.
Чем отличается знак от логотипа? Логотип — это скорее стилизованное название, дополненное изображениями, раскрывающими суть товара или услуги. Знак — это эмблема, упрощенный символ.
Мало кто знает, что три полосы у Adidas — это беговая дорожка. А знак Mersedes — это рулевое колесо. Знак McDonalds — это случайная находка — архитектурные арки на фасаде придорожного кафе быстрого питания в штате Аризона. Знак может быть частью логотипа, может быть отдельным упрощенным элементом для более мелких, сложных нанесений или для быстрого восприятия. Когда автомобиль летит по скоростной трассе, время прочтения придорожного рекламной вывески не больше 3 секунд, вензеля и тонкие шрифты, сложные длинные названия не воспринимаются, не читаются и не запоминаются. А еще они сложны в исполнении. И далеко не все наши покупатели обладают прекрасным зрением. Это один из важнейших законов восприятия рекламы, на нем были построены все самые крупные бренды, которые представлены на современном рынке.
На начальном этапе, знак не может существовать отдельно от логотипа. Как правило, к нему привыкают, упрощают, а уж потом размещают его отдельно или на отдельных элементах. Знак — это удобно, но не информативно. Логотип же может быть самостоятельным и несет в себе всю необходимую информацию о товаре или услуге. Трансформация логотипа в знак происходит значительно позже и в несколько этапов. Сначала потребитель должен узнать новую марку на рынке, захотеть купить или заказать, совершить покупку или сделать заказ, оценить качество, остаться довольным. И только потом ваш фирменный стиль запоминается как отличный товар, надежный партнер или быстрая профессиональная помощь. В идеале и то и другое. Бренд развивается только тогда, когда ваш потребитель захочет стать вашим постоянным покупателем, клиентом или посоветовать ваш товар или услугу своим знакомым и друзьям.
Мы находимся с вами на самой творческой площадке страны, где царят талант и вдохновение. У каждого мастера свой неповторимый стиль, свой путь развития и своя целевая аудитория. Большинство из нас владеют искусством рисования, рукоделия, мастерства. Кто сказал, что логотип должен быть обязательно печатный и обязательно на бумаге? Это может быть роспись, панно, вышивка, инсталляция, кованая вывеска, гравировка по дереву, рисунок, трафарет, фотография и даже тату, Уникальная, неповторимая и самобытная эмблема из нестандартных материалов, разработанная и исполненная в любимой технике. На первоначальном этапе это даже преимущество. Не каждая торговая марка может похвастаться таким креативом. Впоследствии его можно преобразовать в нужный электронный формат и использовать с помощью рекламных технологий и материалов, упрощать и добавлять новые элементы.
Визуальный образ должен максимально передавать товар или услугу, об этом много сказано, но тут есть свои инструменты: чем больше эмоций и чувств вы заложите в логотип, тем понятнее потребителю ваш товар.
1. Цвет: любой цвет и оттенок несет в себе эмоциональный посыл, передает настроение и побуждает к действию. Вот некоторые из них: Фиолетовый — роскощь, каприз, смелость. Синий — спокойствие, логика, стабильность. Зеленый — польза, экологичность, умиротворенность. Желтый — веселье, дружелюбность, креатив. Оранжевый — комфорт, тепло, игривость. Красный — сила, любовь, страсть. Розовый — нежность, сладость, сексуальность, женственность, детство. Коричневый — уют, надежность, тепло, органичность. Черный — эксклюзив, гламур, драматичность, траур. Золотой — богатство, шик, ценность. Неслучайно строительные компании чаще всего выбирают глубокие синие оттенки и никогда не используют розовые. А детские магазины вряд ли будут использовать черный в чистом виде.
2. Эффект и форма: в логотипах часто используют законы природы. Тени, отражения, блики, освещение, прозрачность, тонкость, разрыв, давление, движение. Все это скрытый эмоциональный посыл. Мягкие плавные линии спокойных оттенков говорят о гармонии, спокойствии и творчестве. Резкие контрастные ломаные линии – наоборот о взрыве, скачке, хаотичности. Треугольники, диагонали, стрелки говорят о жизни, росте и динамике развития. Круг — завершенность, бесконечность, идеальность. Квадрат и прямоугольник — стабильность, основательность, рациональность.
3. Вспомогательные образы: у всех у нас есть свои сложившиеся стереотипы и, как правило, у большинства людей они совпадают. Этим можно пользоваться. Есть много простых форм, которые помогут добавить смысл и эмоцию в свой фирменный стиль. Например, пуговички и бусинки говорят о рукоделии, домашнем уюте и заботе. Цветы — романтичность, утонченность, гармония. Кофейные зернышки — уют, размеренность, хороший сервис, хороший вкус. Звездочки и блестки — праздник, шоу, феерия. Планета, карта — о путешествиях, международном уровне и больших масштабах. Вензеля и узоры о творчестве, сложном и уникальном, зодчестве, традициях, этнической принадлежности. Листочки и ростки об экологичности и росте. Чем больше смысла в логотипе тем быстрее конечный потребитель поймет что ему нужен именно этот товар.
4. Поиск названия — самый сложный, пожалуй, этап. Если со стилистикой и техникой вопрос понятный. То название требует некоторых усилий. Начнем с того что существует база зарегистрированный названий и логотипов (Росреестр), которые использовать нельзя. Это запрещено законодательством и будет восприниматься как плагиат. Если название уже придумано, внимательно исследуйте свои площадки для раскрутки, интернет, городские вывески и справочники, всю свою конкурентную среду на предмет уникальности названия. Проведите небольшой опрос своих знакомых на восприятие названия. Как слышится, хорошо ли запоминается, хорошо ли читается. Стоит подчеркнуть, что название должно быть долгосрочным, не стоит поддаваться мимолетным трендам, событиям и новостным поводам. Так случилось со всеми советскими названиями, которые в один день перестали быть актуальными. Олимпиадой, о которой забыли через несколько месяцев. Сезоны и праздники. Новогодняя символика тоже актуально только раз в году. Снежинки в летние месяцы воспринимаются разве что на мороженом и охладительном оборудовании. Я сталкиваюсь с большим количеством заказов на логотипы с инициалами и личными именами и фамилиями. Если названия не идет, то использовать можно, если в дальнейшем вы собираетесь поддерживать свой бренд на должном уровне и идти до самых высот. Но помните, фамилия-бренд — это чистота и безупречность во всем. Его нельзя заменить или исправить, качество товаров и услуг должно быть на самом высоком профессиональном уровне. Если уронить свою марку или запятнать свою репутацию — подняться будет очень и очень сложно. Фамилию-бренд крайне сложно продать или передать, вряд ли кто-то захочет работать под чужим именем, а уж тем более вкладывать в ее развитие весь свой потенциал. Если только вы не великий кутюрье с мировым именем. Инициалы и аббревиатуры воспринимаются трудно, и не несут в себе практически никакого смысла, раскрутка будет дольше, и основана она будет на близком потребильском круге и сарафанном радио.
5. Составляющие: на начальном этапе логотип должен включать в себя: четко читаемое название; знак или символ (в том числе аббревиатуры, инициалы), которые в последствии будут использоваться отдельно; обязательный текст-расшифровка: дизайн-студия, вязание, столярная мастерская и так далее для полной ясности; контактная информация — адрес сайта-портфолио, хэштеги и аккаунты в социальных сетях, телефон стола заказов. Не все сразу, что-то одно. Контактная информация не помешает уж точно. Впоследствии их можно убрать.
6. Композиция: логотип должен быть гибкий, легко трансформироваться в разные формы:
1) Хорошо смотреться в свободном поле.
2) Должен вытягиваться в длину (рекламные баннеры, сувенирная продукция, корешки альбомов, перечни участников).
3) Сжиматься в круг или квадрат (круглая юридическая печать, консольная вывеска, нанесение на коробочки, баночки, майки).
4) Логотип должен хорошо читаться в одноцветном или черно-белом варианте. Не всегда есть возможность использовать цветное изображение.
5) Обязательно проработать фавикон или аватар (максимально мелкое изображение, которое угадывается и читается). Это нужно в основном для интернета, социальных сетей и мелкой сувенирной продукции (ручки, фирменные пуговицы и клепки, лейблы). Когда мы перейдем к теме креативной раскрутки бренда — все это нам очень пригодиться.
В завершении первого урока еще один маленький совет: Не переусердствовать. Не переборщить. И не забывать что ваш фирменный стиль — это такой же элемент образа как автомобиль, часы, аксессуары и прическа. Как сказала Коко Шанель: «Выходя из дома, подойди к зеркалу и сними последнее украшение, которое надела…» — нам это высказывание тоже подходит. Во всем должна быть мера.
Надеюсь, что информация была полезной. В следующем уроке расскажу, как найти свою целевую аудиторию, подать правильное предложение, выстреливающее в конечного потребителя.