Нет страшнее и одновременно смешнее злых духов в мире, чем японские. Изучение этой мифологии сразу объясняет, почему в анимэ того же Миядзаки так много странных существ, диких глазу европейского человека - а они всю свою историю живут среди вот таких потусторонних сил: ))))
Японский фольклор полон всяких духов, привидений, чудовищ. Все приведения называются общим словом ю:рэй (), а чудовища — ё:кай ().
Ю:рэй
Онрё: –
Онрё: это женщина, которую оскорбляли и которой пренебрегали ее родные. Она блуждает по своему родному месту, мстя всем, кто плохо с ней обращался. Тем не менее они редко причиняют вред своим возлюбленным, если те тоже как-то провинились.
Убумэ –
Это женщины, умершие во время или до родов и их материнская любовь не дает покинуть физический мир. Они становятся привидениями и помогают своим детям. Материнский долг очень важен для японок, поэтому историй об убумэ много. Убумэ носят белые одежды и имеют длинные растрепанные волосы.
Горё: –
Горё: — злые мстительные духи. Это замученные люди, вернувшиеся сеять смерть и разрушение в виде войн или несчастий. Это аристократия духов, ими становились могущественные при жизни люди. Из всех ю:рэй горё: самые страшные и сильные и только ямабуси могли успокоить их.
Фунаю:рэй –
Фунаю:рэй становились люди, погибшие в море. Они подплывают к весельным лодкам и просят ведро или ковш. Если они его получают, то начинают черпать им воду в лодку, пока не потопят.
К фунаю:рэй не причисляются моряки, погибшие в битве. Это отдельные привидения, которые грустят, что погибли и хотят утащить всех за собой. Они просят проплывающих мимо рыбаков помочь им починить лодку, и если те помогают, духи утаскивают их.
Дзасики-вараси –
Дзасики-вараси — безобидные домовые, которые живут в больших благоустроенных домах. Они выглядят как пятилетние дети, любят пошалить, и их присутствие в доме считается большой удачей. Но если хозяин будет игнорировать или не полюбит дзасики-вараси, их шутки станут злыми или они вообще в слезах покинут дом.
Японские чудовища
Наряду с привидениями существуют еще и ёкай, или обакэ (монстры). Истории о ёкай можно услышать повсюду в Японии, и в каждом регионе будет своя версия.
Ёкай не появляются спонтанно, это призраки, зеркально отражающие глубины души. В них заключено все самое худшее, на что только способен человек.
Это темная сторона человеческой природы, олицетворение наших самых низменных представлений и страхов.
Затаившись в глухих уголках разума, ёкай постоянно ищут возможность проявить себя.
Ловко меняющие свой образ, они могут принять форму любого предмета в любое время.
Чудовища из детства, монстры темноты, ужасные тени, спрятавшиеся в темном углу, – все это напоминания о мрачном прошлом, та часть нас самих, которую мы обычно стараемся не показывать. Выбрав подходящие время и место, ёкай появляется снова и снова, ужасая своей силой и злобными желаниями. В пустынном рисовом поле, когда ты один. Ночью в лесу. В вихре кружащегося снега.
Наряду с Сютэндодзи и Тамамо-но Маэ главным ёкай в японском фольклоре является Дзэгаэбо, китайский тэнгу, пришедший в Японию в 966 году, чтобы напугать буддийских монахов, но это у него не получилось. Существует еще Сутоку Дзёко, родившийся в 1119 году; он был первым сыном несчастного императора Тоба, которого замучил Тамамо. Сильно ожесточившись от потери своей власти, он умер, проклиная все и всех, кусая язык так, что смог кровью написать свою отвратительную клятву. После смерти он выполнил эту клятву и стал великим королем привидений.
Момидзи была женщиной-демоном в истории Цукумо-сина о чудищах, рожденных обиженными выброшенными инструментами. Достигнув столетнего возраста, инструменты могут стать духами, поэтому многие люди выбрасывают их задолго до этого. Чтобы получить свой шанс выжить, рассерженные инструменты однажды решили отмечать сэцубун, первый день весны по лунному календарю, время обновления – это их шанс проникнуть в пустоту вечности (буддийская му). Они полагают, что там, где постоянный поток инь и ян создает новые материи, они тоже получат душу. Поэтому они стали чудовищами ёкай, убивающими людей и животных, пьющими их кровь. Другой ёкай была принцесса Хаси (Хасихимэ), которую жажда мести превратила в живого демона.
Каппа –
Каппа — это водяной, смесь утки, лягушки и черепахи. Взрослые предостерегают детей, мол, если те будут плавать без надзора, каппа подплывет и вытянет их внутренности через анус, о чем и говорит эта картинка.
Цукумо-гами –
В Японии есть неодушевленные ё:кай. Два самых популярных из них это Каракаса (зонт-привидение) и Тётинобакэ (фонарь-привидение). А вообще, любая вещь может стать ё:кай, если ей более ста лет и с ней плохо обращались.
Кицунэ –
Кицунэ представляет собой интеллигентное существо (лису), обладающее волшебной силой, которая растет с возрастом. Они могут превращаться в людей и быть верными друзьями, женами, любовницами. Лисы вообще были очень популярны в Японии, их держали как домашних животных.
Другие чудовища
Нэкомата
Дзёро:гумо
Кубирэ-они
Рокурокуби