Сразу скажу честно — я несколько далек от метеоритной тематики. Но думаю, что несколько ближе, чем большинство читателей моего блога. Поэтому позволю себе на основании собственного опыта сделать небольшой обзор этой вполне себе «звездной» темы.
Не буду «грузить» вас палласитами и октаэдритами, хим составами, углами падения и областями рассеяния. Сразу перейдем к интересному. Метеоритами понемногу приходилось заниматься тем или иным образом в течение всей жизни. Но, никогда не мог даже представить, что попаду на место падения звездопада и буду собирать еще неостывшие обломки.. Дело было так.
Приехали в тот год с товарищем в Москву на выставку. Да промахнулись со временем, приехали на 3 дня раньше, так получилось. Валялись в гостинице, мучаясь, как с пользой использовать это время. Случайно заглянув в расписание рейсов на Челябинск, с удивлением обнаружил, что слетать туда-сюда вдвоем на Урал — не дороже, чем сидеть в Москве в гостинице. А в Челябинске дела были - давно зазывал товарищ, с которым познакомились по переписке, да и помимо него там уж точно было чем заняться. За несколько дней до этого были сообщения в газетах, что над Челябинском что-то рвануло, аж окна у полгорода повышибало. Но сообщение пропустил мимо ушей — мало ли что где испытывают, на Урале это нормально.
И, даже когда мы все же прилетели на Урал, и наш новый товарищ привел нас домой и показал подоконник, заложенный оплавленными кусочками, я все равно смотрел на это скептически и с долей сарказма — ну, не верю я в чудеса. Но поверить пришлось, когда нам рассказали как и где эти метеориты были собраны. Друг, с которым мы прилетели, был из Львова. Мало того, что ему очень понравилась сумма, запрошенная за все, что лежало на подоконнике, так он еще с хохлятской непосредственностью попросил свозить нас «на экскурсию» на место сборов. Вот как вы отреагируете, когда найдете пещеру Алладина, а заезжие гости из какой-нибудь Ляндии попросят сводить туда — полюбоваться блеском слитков из сундуков? Срочно покажитесь, кто согласится! А для уральских ребят это норма, как бы суровы ни были они.
Снежная сосулька с приплавленным метеоритиком на конце.
Любопытно в этой истории даже не то, что нас взяли на место падения, а то, что сразу же, как по волшебству, нашлась машина, день времени и военные резиновые защитные костюмы, без которых передвижение по сугробам просто немыслимо. И вот, 23 февраля (напомню, это 8-й день после падения метеорита), прямо в праздничный солнечный день, на легком морозце в 22 градуса мы шаг за шагом прочесываем снежную гладь в неглубоком карьере возле села Депутатского недалеко от Челябинска. Надо сказать, что азарт, конечно, как на охоте. Смысл барражирования заключался в поиске дырочек в снегу, заметить которые возможно было только под ногами. После окапывания снега вокруг дырки, оттуда извлекалась снежная сосулька, на кончике которой был приплавлен кусочек метеорита. Насколько хватало глаз — вокруг карьеров среди редких берез люди занимались примерно тем же. В результате, каждый собрал за полдня грамм по 300. Так мы и скоротали время до московской выставки..
Охотники за «пришельцами».
Вообще же, в жизни мне пришлось общаться со множеством профессиональных сборщиков метеоритов: и «Сихотэ-Алиня», и «Брагина», и «Дронино», и «Сеймчана» и многих других по всему миру. И каждая история, услышанная из первых уст могла бы лечь в основу отдельного рассказа, ну да у нас другие цели.
Очень часто приходится общаться с людьми, уверенными, что они нашли метеорит. Хотя, на самом деле — это ошметки металлургических переделов, встречающиеся повсеместно, иногда на большой глубине. Новый метеорит без определенных навыков и специального оборудования найти почти невозможно, намного проще сорвать джек-пот в спортлото. Но, в известных местах падений это не такая уж и редкость. На крупных минералогических биржах сборщики метеоритов иногда занимают десятки и сотни квадратных метров, на которых выставляют тонны как обломков метеоритов, так и всевозможных изделий и украшений из них. Можно подолгу разглядывать часы с циферблатами из пластин «Муонионалусты» или ножи с лезвиями из «Сеймчана». А уж всевозможных ювелирных украшений из метеоритов — фантазию зашкаливает. Наиболее эффектны украшения, где в кусочки или пластинки метеоритов вставлены ограненные вставки из внеземного оливина (хризолита), выковырянного из палласитов — железокаменных метеоритов.
Вот казалось бы — на нашей (союзной) территории собирают тоннами все виды метеоритов. Почему за границей такое изобилие изделий из них, а у нас это какие-то диковинки единичные? Ведь нам прививают мысль, что фантазия у русских на порядок выше? Почему нашей фантазии хватает только засверлить необработанные кусочки и вклеить туда петельку под шнурок?
Думаю, что это от не распространенности предложения метеоритов на российском рынке. Когда мы увидим у нас на выставках стенды, как на фото внизу — возможно, метеориты станут таким же обыденным материалом для творчества, как лабрадоры или змеевики...