Ателье мирового кино — Британская костюмерная Angels Costumes
- Рубрика: Занимательные истории
- Виды творчества: Кройка и шитье, Шитье
«Многим кажется, что главное в кино — сценарий и актерская игра, и неважно, какие ботинки на герое. Но одежда — ключ к пониманию характера...» Джереми Энджел (креативный директор Angels Costumes и один из наследников костюмерной империи)
С чего всё началось?
А началось всё в далеком 1813 году. В Лондон приезжает портной—эмигрант Даниель Энджел, предположительно из Франкфурта. Здесь он селится в еврейском квартале, женится, заводит пятерых детей и открывает лавку подержанной мужской одежды.
Поначалу, дела шли неважно, и Даниелю пришлось устроится сторожем на кладбище. Заведовать магазином стал его 15—летний сын Моррис. Мальчишка ходил на похороны и уговаривал вдов продать оставшиеся от мужей костюмы. Иногда бывало и так, что костюм, в котором вчера хоронили богатого еврея, наутро обнаруживался среди прочих, но Даниель был не слишком щепетилен и просто отдавал одежду прачке. Вобщем, во время сотрудничества с кладбищем ассортимент магазина изрядно расширился, цены снизились. Но готовые костюмы приходилось перешивать под новых клиентов. И тогда в 1840 году Даниель и Моррис открыли свое ателье.
Ко всему прочему, Энджелы жили в «актерском» квартале, а актеры бедных театров обычно сами искали себе костюмы, и к Моррису стали обращаться с просьбой одолжить одежду по-соседски. Но для успешного бизнесмена нет слова «одолжить», зато есть словосочетание «сдать в аренду». Так ателье стало не только продавать костюмы, но и давать их напрокат, подшивая и расшивая под каждого нового клиента. А когда некоторые актеры приобрели известность, к Энджелам за гардеробом стали обращаться целые театры. И в 1840 году была основана компания Angels Costumes
Welcome to Hollywood
В 1927 году к Angels Costumes обращается никому тогда неизвестный Альфред Хичкок, с просьбой сшить костюмы для его фильма «Жилец». Это был первый фильм в истории ателье Энджелов.
«Жилец: история лондонского тумана»(реж. Альфред Хичкок, 1927г.)
Спустя годы, уехав делать карьеру в Голливуд, он не забыл об этой скромной семье, и об Angels Costumes узнали другие именитые режиссеры. И заказов для кино, театра и мюзиклов стало гораздо больше
А что сегодня?
А сегодня продукция Angels Costumes блистает на киноэкранах всего мира. За костюмы, созданные в ателье, 37 раз присуждалась премия «Оскар». И это самая крупная костюмерная в мире!
1. «Фантастические твари». 2016 | 14. «Влюбленный Шекспир». 1998 | 26. «Звездные войны». 1977 |
В 2016 году компания была удостоена премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). Нынешний исполнительный директор Тим Энджел является представителем седьмого поколения владельцев Angels Costumes.
Если выстроить все вешалки с одеждой в одну линию, получится дорога длиной в 12 км! Здесь есть платья и камзолы всех времен и народов. Это что-то вроде огромного супермаркета одежды для путешественников во времени.
Причем, сотрудники компании ориентируются между всеми этими бесконечными рядами вешалок...по памяти! «Мы приступили к оцифровке архивов, но на это уйдет несколько лет. А пока мы просто знаем, где что лежит. К примеру, если мы нанимаем нового портного, первые три месяца он ничего не шьет, а работает в хранилище и запоминает принцип сортировки. Некоторые старые работники так хорошо помнят, где что висит, что за два-три часа работы умудряются собрать до 200 комплектов одежды для нескольких постановок», — говорит Джереми
В костюмерной Энджелов более миллиона предметов. Почти все костюмы после съемок снова возвращаются в общий цех, и, если походят под новый заказ, снова отправляются в работу. Например, китайские наряды, использованные в кинофильме «Империя Солнца» режиссера Стивена Спилберга, были переработаны в одежду солдат шерифа Ноттингема в фильме «Робин Гуд: Принц воров».
Шериф Ноттингемский (кадр из к/ф «Робин Гуд: Принц воров»)
А если возникают какие—либо несоответствия, мастера ателье очень быстро их устраняют. В этой костюмерной размер редко имеет значение: можно ушить или расширить любое платье так, что никто и не заметит. Более того, при желании можно даже перекрасить костюм в нужный цвет по заказу клиента. При этом, ни от одного костюма никогда не отрезается ни кусочка, иначе их уже нельзя будет использовать снова! И только если на складе не окажется совсем ничего подходящего, эскизы отправят портным и ателье примется за создание нового образа.
«Мы шили форму для офицеров дипкорпуса в Первую мировую, одежду для маскарадов королевской семьи, костюмы для Стивена Хокинга»
Новые костюма шьются в трех случаях: если еще не было такого платья, если костюм собираются уничтожить в ходе съемок и если режиссеру нужно несколько одинаковых комплектов. Когда костюм изготавливается под заказ, учитывается история персонажа, жанр фильма и даже цвет других костюмов. Важны также и действия персонажа в кадре: для создания эффекта неловкости можно сшить одежду на размер меньше, для размахивания мечом нужен удобный крой и т.д. К примеру, для Капитана Джека из сериала «Доктор Кто» было создано три пальто: обычное для большинства сцен, укороченное для бега и удлиненное для драматичных сцен на ветру. Такой гибкий подход к работе приходит с десятками лет опыта!
Капитан Джек Харкнесс, «Доктор Кто»
Для сложных исторических заказов, конечно, приходится нанимать экспертов, однако очень часто исследовательскую работу проделывают сами сотрудники. Например, если речь о костюмах после 1920—х годов, то здесь имеется большое количество оригиналов, по которым можно изучить способ кроя, виды швов, типы подкладок. А для исследования более ранних периодов сотрудники ателье консультируются с музеями. Кроме того, в ателье собрана уникальная библиотека редких иллюстрированных книг по истории костюма и моды. Есть старинные выкройки и чертежи. И хотя сегодня очень удобно использовать интернет—ресурсы, для работы в Angels Costumes приходится пользоваться бумажными источниками.
Вы не поверите, но почти всё здесь делается вручную! До сих пор портные стараются соблюдать те же технологии, что и в ателье 1840—го. Здесь считают, что так одежда становится более «живой» и проще избежать ошибок. Первая копия костюма всегда шьется из дешевого хлопка. Так можно оценить, как одежда сядет по фигуре, что нужно переделать, отрезать или вернуть. Этот способ помогает сэкономить, когда потом нужно работать с дорогой тканью. Мастера могут так раскроить мужской пиджак, что все обрезки поместятся в наперсток!
В Angels Costumes есть 15 отдельных мастерских и маленьких хранилищ, где можно подобрать все — от короны до пары чулок. А в цехе пуговиц и нашивок находятся шкафы с десятками ящичков. На каждом возле ручки скотчем наклеен образец того, что лежит внутри.
В том случае, если костюм сильно пострадает во время съемок, костюмерная может выстаить штраф кинокомпании, но отказываться от испорченной одежды здесь не торопятся. В ателье оценят, что можно сделать: исправить повреждения, использовать одежду для роли бедняка или продать костюм фанатам. Любое поношенное платье тоже для чего-то сгодится.
В Angels Costumes есть и свои химчистки. Также они запатентовали специальный состав, который позволяет имитировать кровь, грязь и травяные разводы. Хотя эти красители легко смываются и при обычной стирке, но если в контракте оговорено, что камзол должен быть ветхим и потертым, то, как говорит Джереми Энджелс: «мы лучше сами его «испортим», чем доверим непрофессионалам...»
Но далеко не все свои секреты спешит раскрывать эта костюмерная, и здесь не понаслышке знают, что такое защита авторских прав. Здесь в строгом секрете держится информация о работе над новым фильмами, а также время приезда актера на примерку и личные параметры звезд. Здесь есть специальная книга, куда уже несколько десятков лет записывают мерки клиентов. Там есть имена Джуда Лоу, Джонни Деппа, Мартина Фримана, Леонардо Ди Каприо и другие. Тайна их размеров соблюдается так же строго, как банковская или медицинская. Даже фильмам даются кодовые названия, по которым они проходят в документах. «Золотой век», к примеру, фигурировал как «Вирджиния», а «Боевой конь» носил имя «Дартмур». Для киноленты под кодовым названием «Планета льда» («Титаник») было изготовлено 1400 костюмов.
Сразу после премьеры «обет молчания» перестает действовать и использованный в фильме гардероб сдается в аренду еще когда фильм находится на этапе монтажа. Но некоторые студии предпочитают доплатить за то, чтобы костюмы "придержали" еще на год-два после окончания съемок фильма или другого мероприятия. Например, для открытия Олимпийских игр в Лондоне было предоставлено десятки платьев и камзолов. Целый год их нельзя было сдавать в прокат и говорить о том, что Angels Costumes занимались их изготовлением. Сейчас все эти костюмы уже на вешалках и распределены по цеху в соответствии с эпохой и цветом платья.
Сейчас за помощью в Angels Costumes обращаются создатели видео—игр. По костюмам гейм—дизайнеры делают фотографии, 3D—модели, сканируют фактуру для придуманных компьютерных героев. Благодаря такому сотрудничеству ателье не только делает любимое дело, но и получает за это деньги. Как видите, нет предела совершенству!
«Мы творим на стыке магии и камуфляжа, каждый раз заставляя зрителей верить, что перед ними новый человек. Мы меняем актера до неузнаваемости. Мы опережаем время: делаем костюмы для фильмов, которых еще нет. Получается, что будущее — и моды в том числе — начинается в наших залах старого платья» (Джереми Энджелс).
«Унесенные ветром». 1939
«Пиф-паф ой-ой-ой». 1968
«Индиана Джонс и Храм судьбы». 1984
Памятный костюм Индианы Джонса из одноименного фильма
«Империя солнца». 1987
«Титаник». 1997
«Мулен Руж». 2001
«Пираты Карибского моря: Проклятие „Черной жемчужины“». 2003
«Воображариум доктора Парнаса». 2009
«Джанго освобожденный». 2012
«Темные времена». 2017