Стеклоблок — швейцарец по происхождению и американец по гражданству
- Рубрика: История рукоделия
- Виды творчества: Разные виды творчества
Стеклоблоки, которые были так популярны в СССР, на самом деле — швейцарцы по происхождению и американцы по гражданству. И назывались они в Российской империи стеклянными кирпичиками Фальконье.
Гюстав Фальконье — швейцарский архитектор, придумавший в 1880 году стеклоблок, выдуваемый вручную и имеющий различные формы. Фальконье первым предложил метод выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре.
Сама же технология стекла с призмой была запатентована владельцем американской компании Luxfer Prism Company Джеймсом Пенквиком в 1882 году.
Кирпичик пропускал свет, экономил электричество, при этом через него не было видно, что происходит внутри. Элегантный и необычный материал, он еще создавал и очень хорошую теплоизоляцию.
За практичность и красоту, изыск в дизайне и новаторство кирпичик Фальконье был награжден на выставке в Париже в 1900 году.
В России такие стеклоблоки производились на заводе графа Нессельроде в селе Хватовка под Саратовом, во Владимирской губернии и в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. В основном, они были розового цвета, но были и прозрачные, синие и опаловые.
В Москве и Саратове до сих пор сохранились в центре в старинных домах окна из стеклянных кирпичиков, некоторые любовно отреставрированы, некоторые — закрашены краской.
В США же производили стеклоблоки в виде толстого железного каркаса со стеклянными вставками.
Световые окошки «Люксфер» пользовались большим успехом и быстро распространились сначала в США, а в 30-е годы XX века завоевали Европу.
В Европе блок, состоящий из двух прижатых друг к другу под действием высоких температур половинок жаропрочного стекла, впервые был запатентован британской компанией Pilkington Bros ltd., которая вполне успешно существует и сейчас. Такие блоки ставили в местах, где было необходимо освещение, но при этом люди не хотели, чтобы за ними «подглядывали».
На стеклянные кирпичи не могли не обратить внимание конструктивисты, и в Париже строится Maison de Verre («стеклянный дом»). Годы его проектирования и строительства — 1928-1931. Проектировали это здание архитектор, дизайнер мебели и интерьеров Пьер Шаро (Pierre Chareau), архитектор Бернар Бейвут (Bernard Bijvoet) и мастер по металлу Луи Дальбе (Louis Dalbet).
Заказчиком «стеклянного дома» стал известный врач Жан Дальзас (Jean Dalsace). Вместе с женой они в 1920-х приобретают особняк XVIII века в укромном уголке богатого парижского района, на улице Сен-Гийом (Saint-Guillaume), недалеко от Латинского квартала в Париже. Однако купить удалось только первые три этажа — на четвертом жила пожилая дама, которая отказалась уезжать из своей квартиры.
Тогда было принято решение снести только нижние этажи и вписать модернистское строение в контуры старого здания.
Внутри Maison de Verre был разделён раздвижными, складными и вращающимися экранами из стекла и металла. Дом был залит светом в течение дня, а в ночное время подсвечивался прожекторами изнутри и освещал прилегающую к нему улицу.
Дом существует и сейчас, недавно была проведена его реставрация и реновация.
В 2005 году стеклянный дом был построен архитектурным бюро Central de Arquitectura в Нью-Мехико на улице Орасио.
Постепенно стеклоблоки проникли и в СССР.
Они экономили электроэнергию. И это было настолько важно, что технические характеристики прописали в ГОСТе: коэффициент светопропускания блоков упоминается одним из самых первых, а, значит, и самых важных пунктов. Кроме того, они должны были выдерживать перепады температур до 40 градусов, отличаться влагостойкостью и прочностью. Интересно, что ГОСТ определял аналогичную прочность и для некоторых марок кирпичей.
Сейчас стеклоблоки вновь вернулись в современное жилище - их производят разной формы и цвета, с подсветкой и без — и применение их ограничено лишь фантазией дизайнеров и хозяев квартир и домов.