У меня снова
В этой иконе все необычно: название, происхождение, сюжет, история.
В Центральной Грузии есть местечко Дирби. Его название произошло от двух слов Диди Бери - Большой монах. А все потому, что уже в Х веке здесь была важный и влиятельный в регионе монастырь. В XIV веке Дирбская обитель даже напрямую подчинялась Храму Гроба Господня в Иерусалиме и стала очагом христианства в центре Грузии, а ее главный собор украсили фрески в византийском стиле.
Текли годы и сменялись столетия…
Монастырь жил своей жизнью, перестраивался, ремонтировался. Однажды чья-то решительная рука заштукатурила и заново раскрасила обветшавшие к тому времени стены. Чудесных фресок не стало.
А в ХХ веке обитель (по известным причинам) опустела и была заброшена. Но это уже была эпоха, когда стрелки часов кажется стали вращаться быстрее. И не прошло и ста лет, как в кельях снова появились насельники. Но это уже были не большие монахи, а тонкие и хрупкие монахини. Именно их руки и начали разбирать камни, возрождать старинные постройки.
Позднее к этому присоединились и реставраторы. И монахини, и реставраторы люди несуетливые и потому все шло размеренно, своим чередом... Пока в один прекрасный день от стены главного храма не отвалился кусок старой штукатурки.
И все ахнули!
Людям открылся прекрасный лик, тонкие, будто поющие, кисти рук, голубой хитон, складки которого уже не могут скрыть большого живота, красноречиво свидетельствующего, что вот-вот юная женщина станет матерью. Но она печальна и краем ладошки смахивает слезинку несправедливой обиды. Хотя при этом она решительна и другой рукой уверенно отвергает подозрения о происхождении Того, кто растет в целомудренном лоне. Муж поверит ей и в семье назаретского плотника вскоре явится миру Сын Божий.
Вы наверняка догадались, что старинная фреска посвящена тому эпизоду из Евангелия, в котором святой Иосиф, узнав, что Мария беременна, пожелал тайно отпустить ее (и в Святом Семействе бывали сложные моменты).
Образ из Дирби быстро стал любим и популярен в Грузии, появились чудотворные списки. А потом паломники привезли эту икону и в Россию. У нас она получила название Непраздной. На Руси считали, что беременная женщина не может считаться бездельничающей и праздной, ибо она делает самое важное – растит нового человека.
Такая вот новая старая икона.