Мата Ортис. Мексиканская керамика
Дело было в Мексике, штате Чиуауа, на месте археологических раскопок руин Касас Грандес, в начале 1960-х годов. Наш герой - Хуан Кесада. Бедный фермер, нашедший фрагменты древней керамики со смелыми, черно-белыми зооморфными рисунками. Это была керамика культуры Могольон, достигшей своего расцвета около 1400 года. Но хватит сложных названий...
Черепки так поразили Хуана своей красотой и разнообразием изобразительных приемов, что он стал пробовать делать подобные вещи сам. Но где взять материалы? Очевидно, что там же, где брали их древние керамисты. Доиспанская традиция гончарного дела была полностью утрачена, но глина все еще оставалась в изобилии в этом районе. Началась долгая и кропотливая работа. В распоряжении Хуана не было экспертов-технологов, он работал и возрождал керамику в одиночку. Сочетал разные глины, искал и добывал необходимые пигменты, экспериментировал с методами создания сосуда и обжигом. И у него получилось! В качестве топлива, как оказалось, идеально подходит высушенный коровий навоз. А месторождение ценной белой глины ему помог найти, как ни странно, муравейник – насекомые поднимали её из-под земли и использовали для своих нужд в виде маленьких белых шариков. А к 1971 году начались инновации в дизайне - появились новые формы и модифицированные орнаменты. Они стали более плавными и динамичными.
Сначала Кесада дарил свою раннюю керамику членам семьи и друзьям, не осознавая величины и важности своего достижения. Затем его работы начали продаваться на коммерческой основе и несколько из них добрались до Соединенных Штатов, где были замечены антропологом и искусствоведом – Спенсором Маккалумом. Каждый раз, глядя на приобретенные керамические сосуды, Маккалум размышлял о том, что где-то в мире существует художник, создавший эти красивейшие вещи, с почти неземной симметрией и совершенным рисунком. Он решил найти этого неизвестного художника. Путешествуя по северной Мексике, Маккалум показывал фотографии горшков и спрашивал, может ли кто-нибудь сказать ему, кто их изготовил. Двое мужчин, наконец, встретились в 1976 году.
В течение почти восьми лет Маккалум оказывал финансовую поддержку Кесаде, выступая в качестве наставника и агента. Это позволило Кесаде превратиться в гончара мирового класса. Он также начал обучать ремеслу своих ближайших родственников. Они, в свою очередь, обучали других членов семьи, детей и друзей. На сегодняшний день существует около 400 художников, которые работают в рамках этого художественного направления и производят керамику Мата Ортис. Сегодня Хуан Кесада признан мастером-гончаром Мата Ортис. В 1999 году он получил престижную национальную премию искусств award (категория "Ручная работа и народное творчество") от президента Мексики Эрнесто Седильо.
Гончары Мата Ортис обычно работают у себя дома, причем, спальни часто превращаются в студии. Рабочее пространство состоит из простого стола с инструментами - лезвие ножовки по металлу, нож для масла, сломанные ложки, наждачная бумага, небольшой камень и кисти для рисования, часто сделанные из обрезков детских волос (из четырех или пяти прядей, накрученных на палочку). Формование глины относительно соответствует оригинальной технике, но у каждого гончара есть свои вариации в способах изготовления горшков. Я искала тонкости технологии и поняла, что будь у представителей Мата Ортис желание, они могли бы написать на эту тему целый полновесный учебник!
Горшок, попавший в нашу коллекцию (на фото ниже), выполнен в технике, близкой к моему любимому сграффито. Его автор – David Bejarana. К сожалению, я не смогла найти другие его работы – подписей нет, а свой горшочек мы идентифицировали по скромной бледной подписи на самом донышке. И пусть мастер нас не услышит, но всё равно скажем – эта работа прекрасна!
Стоит ли говорить, что я сама с удовольствием поработала бы в подобной технике и попробовала себя в создании изделия, вдохновленного искусством Мата Ортис? Если вам тоже эти работы запали в душу и хочется украсить интерьер горшком или вазой – пишите нам.