Издревле ювелиры Руси на весь мир славились своим мастерством и изумительной работой. Посмотрим, как зарождалось ювелирное искусство с древности, и проследим основные этапы до наших дней.
Ювелирное дело негласно считается исконно мужским. Но что вы скажете, узнав, что еще во времена разрозненности русских племен, в VIII веке первыми ювелирами были именно женщины. Мастерицы создавали обереги и символы языческой веры: коловрат, стрела Перуна и тройники для защиты жилища от злых духов и болезней, а также украшения для себя любимых. Они применяли литье по воску, плели из провощённых веревочек желаемый узор, покрывали глиной, обжигали и заливали полученную форму драгоценным металлом.
Становлением древнерусского ювелирного мастерства по праву считается Киевская Русь X-XII веков, которая в те времена была воистину многонациональным государством. Здесь мирно уживались евреи, исламские торговцы с Востока, скандинавские войны, православные, прославлявшие византийскую культуру, греки и армяне, представители античной культуры и сами руссичи, предпочитающие языческое искусство. Под влиянием разных культур русские ювелиры давали своему воображению простор, где разгуляться.
Техники и мастерство ювелиров тех времен поражали путешественников со всего мира. Мастера работали в скандинавской технике «зернь»: тысячи мельчайших металлических шариков напаивались на изделие.
В технике «скань»: невероятно тонкая проволока из золота или серебра скручивалась в жгуты, свивалась в кружевные узоры и напаивалась на пластины.
В византийской технике перегородчатой эмали, требовавшей невероятного терпения и аптекарской точности от работы мастера. На украшение мастер напаивал тончайшие золотые перегородки, располагая их ребром. В получившиеся ячейки закладывали эмали разных цветов и нагревали. Изделия в перегородчатой эмали получались очень прочными, а краски изделий, найденных через сотни лет, оставались такими же яркими.
Горожанки Древнего Киева обожали украшения и буквально обвешивали себя с головы до пят. Это были нашивные спицы с фибулами — металлическими застежками для крепления одежды и создания сложных причесок, серебряные или золотые серьги, серебряные бляшки, бронзовые зажимы для волос, которые позволяли дополнительно подчеркнуть красоту лица.
А еще литые перстни с орнаментом, витые браслеты из драгоценной проволоки, бусы и браслеты из разноцветного стекла, хрусталя, рубинов и крупных литых золотых. К ним прикрепляли «лунницы» лунообразные подвески, с орнаментом в виде мифических зверей в скандинавском стиле, тонкими плетёными конструкциями, напоминающими арабские изображения и мотивы схожие с декоративными элементами древнерусских церквей.
Также носили вылитые из серебра височные кольца, которые вплетались в женскую причёску у висков и колты — полые подвески из серебра или золота прикреплявшиеся цепочками к головному убору.
Фактически конец ювелирному искусству Древней Руси принесли татаро-монголы во время своего нашествия, убив тысячи великолепных мастеров, а уцелевших угнав в орду на благо своих правителей. На почти долгих 100 лет мастерство древнерусских ювелиров кануло в бездну забвения. И только к середине XIV века оно начало медленно возрождаться. Продолжение следует…