В своей прошлой статье я рассказала о японской мультипликации и ее особенностях. Эта статья будет об аниме, как о центре притяжения всех, кто любит этот жанр искусства, любит японскую культуру, фантастику, о том как эти люди объединяются, чтобы погрузиться в мир японской мультипликации, устраивают фестивали, конкурсы и как к этому приспосабливаются бизнес-структуры.
На сегодняшний день аниме превратилось в целую индустрию развлечений. У него даже есть собственный квартал в Токио - Акихабара, или Акиба (японцы любят все сокращать), в котором должен побывать каждый анимешник, фанат, таких называют "Отаку".
Такого количества тематических магазинов, кафе и мероприятий в стиле аниме вы не увидите нигде в мире. В магазинах можно приобрести сувениры, журналы, манга - это литературное произведение с обилием рисунков по сюжету, по-простому - комиксы.
По манга сняты почти все аниме, а также компьютерные игры. Кстати, если аниме смотрят не все японцы, то мангу читают все, когда едут в метро, когда есть свободное время, вечером после работы.
В виде манга даже преподносится различный учебный материал, считается что с визуализацией лучше изучается суть предмета.
Что касается кафешек в районе Акиба, как правило, в них приглашают гуляющих по кварталу людей промоутеры в костюмах анимешных героинь.
Ещё одно из развлечений, связанных с аниме, это "Косплей". Движение превратилось в настоящий хаб аниме, индустрию. В Японии их несколько, также, это явление перекочевало и в другие страны. Вот самые главные:
AnimeJapan - ежегодный фестивальный парад проходит в Токио в районе Акихабара. Это главный косплей аниме-продукции. Здесь представляются новинки аниме сериалы и фильмы, снятые по мотивам манга, игры с этой тематикой. Проходят различные презентации, конкурсы. Приглашаются известные актеры, которые озвучивают мультфильмы.
Comiket - этот фестиваль проходит в Токио два раза в год. Здесь в основном, представлена печатная продукция, в-особенности книги "Додзинси". Это уникальные книги которые издаются малым тиражом и попадают в руки избранным покупателям. Как правило такие книги-это самиздат, созданные новичками, фанатами. Они могут использовать героев из известных аниме, но могут изменить сюжет с ними и концовку. В Японии не так строго соблюдаются авторские права, как в Европе. Также, на этом фестивале проводятся тематические спектакли и музыкальные концерты с известными исполнителями.
Anime Expo - проходит каждый год в Лос-Анджелесе. Но он "от мозга до костей" -японский. Этот фестиваль объединяет японских и американских любителей мультфильмов, расширяет границы обмена мультипликации и популяризирует интерес к японской анимации. Здесь можно поучаствовать в музыкальных конкурсах, получить подпись любимого артиста озвучки аниме, побывать на семинарах, сходить на кинопоказ.
В дни фестивалей, во всех кафе, персонал не просто подает еду и напитки, но и разыгрывает небольшие представления по сюжетам известных мультфильмов. В интернете действуют сотни виртуальных клубов, форумов и групп поддержки для фанатов косплея.
Существуют ателье, специализирующиеся на этой теме, где можно приобрести костюмы, аксессуары любимых героев.
А некоторые участники движения осваивают для этого портновское искусство и обновляют гардероб самостоятельно. Косплееры овладевают и другими видами рукоделия. При создании костюмов они работают с кожей, пластиком, оргстеклом, бумагой, картоном и другими материалами, чтобы изготовить головные уборы, доспехи, волшебные палочки и другие необходимые аксессуары. В оформлении широко используют спецэффекты, например, искусственную подсветку. В ход идут парики, цветные контактные линзы, специальный макияж и боди-арт, временные татуировки.
Как правило, готовятся к фестивалю заранее и уходит на это несколько месяцев.
Основная задача участника фестиваля - скопировать образ и слиться с персонажем, отыграть его как актер. Нужно знать мимику героя, его движения, особенности речи и даже передать тембр голоса. Некоторые Отаку даже делают пластические операции, нанимают гримеров и фотографов. Т.к главное-это фотографии, чтобы получить кучу положительных отзывов, ну и прилично заработать, продавая фотки.
К костюму предъявляются высокие строгие требования. Могут даже затравить человека, за его несоответствие герою, например из-за некрасивого лица. Считается, что он оскорбляет персонажа, своим лицом, видом или фигурой.
Посмотрите на примере, как похож участник косплея на героя из популярного аниме "Наруто", который снят по манга, входящая в бестселлеры. На сегодняшний день снято более 700 серий этого сериала, начиная с 1999 года.
Это мага о жизни ниндзя-подростка Наруто, мечтающего о всеобщем признании, чтобы в будущем стать главой поселения деревни. В теле Наруто запечатан демон-лис. Он узнает об этом позднее. А пока, ему предстоит пройти через множество препятствий, экзаменов ниндзя, чтобы добиться уважения и приблизиться к своей мечте.
Или посмотрите на героев нашумевшего на весь мир аниме "Атака титанов", снятого по постаполектической манга.
Действие происходит в вымышленной вселенной, схожей с Европой 19 века. Человечество там живет, окружённое несколькими стенами, защищающими их от титанов, которые поедают людей.
Существует также кукольный косплей. В частности, используется для шарнирных кукол. Люди также шьют для таких кукол наряды героев аниме и фотографируют, соперничая друг с другом. Куклы производятся в Японии и пользуются необычайной популярностью.
Ещё один вид участников косплея аниме в Японии, и пожалуй самый безумный - это "Анимэгао кигуруми' . Анимэгао (Аниме лицо), а Кигуруми (носить мягкую игрушку). Раньше, так назывались театральные актеры, которые играли сценки, используя пантомиму без слов. А позже так стали называть их костюмы. Часть этого названия дошла и до наших дней, и стала иметь ещё одно значение. Наверное вы слышали о пижаме "Кигуруми", она очень популярна в мире.
Сегодня костюмы "Анимэ кигуруми'" также включают в себя маску "Дзентай". Но маска имеет облик героя аниме. На аниме-фестивалях такие костюмы вызывают сильные реакции у людей, особенно у детей. Похоже на то, что анимешные герои вышли с экранов прям на улицы. Дети всегда в восторге от таких участников фестиваля.
У Анимэгао есть свои правила:
1. Не снимать маску во время мероприятия, т.к на фестивалях гуляют дети, и сняв маску - это все равно,что сказать что Санта-клаус не существует.
2. Не разговаривать. Как правило, вместо этого играет на гаджете фон с музыкой и говорящей героиней из сцены мультфильма.
У Анимэгао существуют и свои фестивали.
Есть даже фестивали среди производителей масок "Дзентай". Маски очень дорогие, и требуют особых технологий производства.
Эпилог.
По всему миру субкультура "Аниме" и "Манга" имеет своих фанатов. Практически в каждой стране есть представители этих движений, которые следят за выходом каждого нового мультфильма, манга-комикса, чтут творчество известных японских мультипликаторов, режиссеров и традиции жанра. Они объединяются, обсуждают героев, наслаждаются красотой иллюстраций, картинок, участвуют в фестивалях и конкурсах. А что касается маркетплейсов, то тут можно встретить столько предметов в стиле "Аниме": и наборы для творчества, и канцелярские продукты, и детские игрушки, и игры.
Каждый для себя может найти в "Аниме" что-то своё. И если он будет от этого счастлив, то задача японских мультипликаторов, творцов и мастеров выполнена. Потому что все люди в этом мире заслуживают быть счастливыми.