Моя история из далёкого прошлого
История из слегка далёкого прошлого.
Я виновато крадусь по пустому школьному коридору, оставляя осенние слякотные лужи от ботинок на чистом полу.
- Куда без сменки?! Какой класс? Я доложу директору, твоих родителей вызовут!
Меня настигает суровая техничка, размахивая половой тряпкой над моей головой. Я инстинктивно сжимаюсь в комочек и тихо блею:
- Я учительница! Мне можно...
- Что ты мне лепишь горбатую? Какая из тебя учительница? Какой класс, я тебя спрашиваю?!
- Я новая учительница рисования у 5-х классов, у меня урок через 30 минут, пропустите, тётенька. Мне надо успеть подготовиться...
Суровая женщина-скала недоверчиво отодвигается в сторону:
- Ну если врёшь, я тебя найду...
В конце октября она ко мне наконец-то привыкла и перестала гонять меня по школе тряпкой.
Я тогда училась на 3-м курсе пед.института и ради творческого эксперимента мне захотелось поработать настоящим учителем в школе. Возможно, гены сказались... Моя бабушка Лиза всю жизнь проработала в деревенской школе учителем русского и литературы, немецкого и домоводства. Мама - учитель химии и биологии. А я... вобщем деградация по линии падения - просто учитель рисования.
Надо сказать, что до окончания института я спокойно ездила по школьному проездному, у контролёров вопросов ко мне никогда не было. Выглядела я на 7-классницу.
Поэтому утверждаться в новой школе в статусе учителя мне было крайне сложно.
Школа эта находилась в самом неблагоприятном криминальном районе на окраине Омска. Вокруг пустыри и частный сектор. Контингент - уголовники, цыгане, наркоманы и алкоголики. Учителя в нашей школе больше похожи на воспитателей из детской колонии строго режима. И тут я... Меня взяли в эту школу в октябре от безысходности, так как никто не хотел туда идти работать.
- Вы у нас не долго продержитесь! У нас за сентябрь 2 учителя сбежали. И Вы сбежите!
Это мне заявили дети на первом уроке, ехидно посмеиваясь.
- Не убегу!
- Убежите, как миленькая, только пятки будут сверкать!
Это ВЫЗОВ. И я его приняла. Если бы не этот короткий диалог в начале урока, я бы СБЕЖАЛА как миленькая после первой же недели работы. Но... после этого разговора я поджала булки и решила добиваться успеха любой ценой.
Идёт урок. Вдруг ударом ноги распахивается с треском дверь в класс. На пороге - два небритых 10-классника (вероятнее всего несколько раз остававшихся на второй год), с лёгким перегаром в вальяжной позе.
- Это что ли училка?! Ты чё, реально училка?
Наступила МХАТовская пауза... "Не верю" - читалось на лицах этих небритышей. Мои 5-тиклассники подняли головы, съёжились и притихли, думают: "Сейчас нашу Юливанну будут бить". Стоит гробовая тишина. Я стою у рабочего стола, думаю: "Что дальше?"
Понимаю, что пуза затянулась, пора решать вопрос. И не то, чтобы отвечать, а именно РЕШАТЬ. Но... предполагая, что меня реально могут начать бить, я, чтобы не рушить свой слабый авторитет, думаю вытолкать этих негодяев за порог класса, закрыть дверь и там уже РЕШАТЬ, как нам быть и что с этим делать.
Я повернулась к негодяям и начала спокойно двигаться в их направлении (на ватных ножках, собираясь с мыслями). И тут... и тут СРАБОТАЛ РЕФЛЕКС, который все эти чудесные школьные годы вырабатывали мои, крепкие как сталь и жёсткие как кулак, коллеги-учителя. Эти небритые злобные мужики из 10-го класса неуверенно вздрогнули и... ПОБЕЖАЛИ!!! Они кинулись от меня драпать со всех сил!!! Такой гул стоял по школе от их убегающих ног!
- Юливанна победила!!! ПО-БЕ-ДА!!!
Класс загалдел от счастья и удовольствия. Юливанна победила негодяев без боя свой харизмой!
Больше ко мне негодяи не приходили. Но... я придумала другую тактику. Я понимала, что мой статус учителя мне в такой школе не заработать без жести. А жестить я не умела. Зато я умела ДРУЖИТЬ! Я быстро определила в моих 5-х классах (в каждом классе) самых главных негодяев-второгодников, которых все боялись. Там схема взаимодействия была как в детской колонии - были главные и были второстепенные. Я выбрала главных и подружилась. Это оказалось просто. Я оставила их после урока и поговорила. Не как учитель, а как друг. Я попросила помощи и участия. Я объяснила всё как есть. И они меня поняли и взяли под защиту
Больше в течении года у меня не было проблем. Если кто-то шалил, Главари давали ему подзатыльник.
Я относилась к детям с душой, терпением, пониманием и любовью. Это было ЧЕСТНО. И они это оценили.
Зимними вечерами в этом районе было темно и не безопасно. Иногда постреливали. Главари меня гордо провожали до остановки и садили на автобус (я жила в часе езды от этой школы).
Конечно, я не продолжила работу учителем на следующий год. Мне хватило одного года, чтобы понять, что это не моё. Но этот отрезок своей жизни я вспоминаю с удовольствием.