Сериал 2013 года
Попробуем представить, как могли выглядеть герои книги «Птичка певчая». Существует 3 фильма, 2 из них снял Осман Шеден в 1966 и 1986 годах (о первом я узнала только из публикации канала Тебе через сто лет) и сериал 2013 года. Из них мы узнаём, что костюм состоятельных турок соответствовал европейской моде.
Кадр из сериала 2013 года
Посмотрим на главную героиню Фериде по прозванию Чалыкушу (королёк). Работая учительницей, Фериде, приглашённая ученицей, собирается в гости к её семье:
«На этот раз, вопреки своему обыкновению, я оделась очень изящно, хотя и просто. Меня выручил темно-синий костюм, привезенный некогда дядей Азизом из Парижа.
Надидэ пришлось долго ждать внизу. Ещё в Б… я вырезала из какого-то европейского журнала женскую головку с модной прической. Приколов картинку к раме зеркала, я приложила все свое искусство и умение, чтобы сделать себе точно такую прическу. Получилось очень замысловато и экстравагантно. Но что мне до этого? Сегодня я, как актриса, должна думать только о том, чтобы произвести впечатление на всех этих провинциальных красоток».
Для мужчин отличий от привычной нам европейской моды не было, вот красавчик-Кямран.
Кадр из сериала 1986 года
А женский костюм ещё дополнительно скрывался чаршафом — широкой свободной одеждой, напоминающей халат.
«Девушка шла, наклонив голову, придерживая одной рукой юбку, другой — пелерину чаршафа, которая рвалась вверх и билась на ветру, как крыло хищной птицы.
Наконец Кямран разглядел лицо девушки, и сердце его учащенно забилось: под светло-розовым чаршафом Нермин была Феридэ».
Кадр из сериала 1986 года
В фильмах Фериде — девушка нового времени, и часто ограничивается только платком.
Кадр из сериала 2013 года
В целом мода соответствует 1910 годам: более свободный силуэт, укороченная юбка. Роман не говорит о конкретном времени, скорее о тенденции модернизации и европеизации Турции, которые завершились «реформами Ататюрка» и принятием конституции 1924 года.
Кадр из сериала 1986 года
Интересно, что в образе жизни можно увидеть привычные нам сюжеты прогулок, чаепитий. Мне эта черта, европеизации традиционно восточной культуры, запомнилась и в фильме «Песчинка» (2003), снятому по одноимённому роману Рабиндраната Тагора (1902). В основе сюжета, конечно, не чаепитие или пикник, но как детали, рисующие быт Индии, они привлекают внимание. И делают экзотические Турцию или Индию ближе, добавляя чеховские мотивы.
Кадры из фильма «Песчинка»
А вот другую сторону быта Турции начала XX века можно увидеть в фильме «Последний гарем» (1999). Разумеется, показан образ жизни очень закрытый, который трагически закончился в 1922 году, когда последний султан Османской империи Мехмед VI покинул страну.
Кадры из фильма «Последний гарем»
Напомню, что книга Решата Нари Гюнтекина «Птичка певчая» впервые опубликована в 1921, то есть процессы утверждения равноправия женщины и абсолютного закрепощения шли параллельно.
Покажу ещё один образ, компромиссный в костюме, где вместо чаршафа видим вуаль.
Такой костюм я нашла в портретах итальянского художника Фаусто Зонаро (1854-1929), работавшего в Константинополе с 1892 по 1909 годы.
Ф. Зонаро. Поэтесса Нигяр ханым
К теме Турции начала XX века мы ещё вернёмся, для меня это совершенно новый и интересный материал.
Цит. по: Решат Нури Гюнтекин. Королёк — птичка певчая. СПб.: Черная речка, 2021