Теплый мягкий свет лампы, свежезаваренный нежный гёкуро, а рядом — изысканный ларец с потемневшими от времени узорами.
Пахнет древесным дымом и ароматом табака.
Что это за ларец?
Это — табако-бон, японский аксессуар для курения, который превращает каждое движение в часть особого ритуала.
Табако-бон, больше чем просто коробка для табака, стал символом эпохи Эдо и философии дзэн.
Но как небольшой ящик с углями и трубкой превратился в олицетворение утончённости и предмет искусства?
Давайте разбираться.
Табако-бон (煙草盆) — это традиционные японские коробочки для хранения принадлежностей для курения табака.
Они получили широкое распространение в эпоху Эдо (1603–1868), когда табак завезли в Японию португальские торговцы.
Курение быстро вошло в моду, и табако-бон стал неотъемлемым аксессуаром в домах и чайных заведениях.
Изготавливались эти коробочки из различных материалов: дерева, бамбука или металла.
Более дорогие версии украшались лакированным деревом, бронзой и даже серебром. Некоторые табако-бон были настоящими произведениями искусства, с инкрустациями и сложными узорами.
В комплект обычно входили:
- Хибати — небольшой жаровник для углей.
- Кисеру — традиционная японская трубка для курения.
- А также пепельницы, щипцы для углей и другие аксессуары.
Табако-бон использовались повсеместно, особенно в чайных домах (тяя), где курение было важной частью культурной жизни. Со временем они стали ассоциироваться с японской эстетикой дзэн, где каждая деталь повседневной жизни обретала смысл и гармонию.
Табако-бон часто изображались на гравюрах укиё-э, в сценах быта и досуга. В классических японских пьесах и литературе этот предмет символизировал уют и статус владельца, погружая его в медитативное состояние.
Изначально это был утилитарный предмет, но постепенно табако-бон превратился в символ статуса, особенно в период, когда владение курительными принадлежностями стало социальной привилегией.
Сегодня эти коробочки привлекают коллекционеров как пример японского мастерства и утончённого дизайна.
И теперь я хочу вам показать один экспонат из моей коллекции.
Перед вами антикварный табако-бон XIX века.
Этот курительный набор состоит из подноса-корзинки с ручкой для переноски, в котором находится емкость для горячих углей и пепельница.
Выполнен он из благородного дерева Kiri и украшен золотыми цветами и бабочкой в технике маки-э.
Древесина дерева kiri или Павловния войлочная широко используется для многих предметов в Японии — от изделий краснодеревщиков до музыкальных инструментов.
Маки-э — традиционное японское искусство нанесения золотого или серебряного порошка на лакированные изделия.
Этот процесс очень трудоемкий: лак может сохнуть до полугода, а финальные изделия ценились за их красоту и являлись символом статуса.
Кстати, богато украшенные табако-бон часто использовались гейшами, а они уж знали толк в изысканности и утончённости.
Похожие табако-боны можно увидеть в восточных экспозициях крупных музеев, таких как Pijpenkabinet в Амстердаме.
Как вы думаете, почему такие предметы ценятся коллекционерами?
Возможно ли подобный табако-бон использовать и сейчас?
Делитесь своими мыслями в комментариях!