Тема этой публикации появилась для меня совершенно неожиданно. На просторах интернета я наткнулась на интервью Дениса Кочергина о хендмейде как бизнесе.
Спокойно сложив руки на коленях, с фотографии мне улыбался молодой мужчина. Под фото подпись — сооснователь Ярмарки Мастеров.
Я почему-то никогда не думала о Ярмарке, как о детище живых людей. Для меня Ярмарка Мастеров всегда была брендом, как Columbia Pictures или Warner Brothers.
Может быть это потому, что я пришла на Ярмарку в 2010 году, когда уже все было в разгаре. Интересно, а что помнят старожилы, которые пришли на Ярмарку Мастеров в начале ее деятельности.
То, что у нашей Ярмарки есть «отцы-основатели», я, конечно, знала, но то, что они живут не так уж далеко от нас, как-то в голову не приходило. Мне стало так интересно, кто же они эти молодые ребята — Денис Кочергин и Сергей Черкасов, которым пришла идея создать Ярмарку Мастеров? По словам самого Дениса Кочергина, они создали ее, как «портал для ценителей авторских работ и уникальных подарков… сообщество мастеров, дизайнеров, творцов и предпринимателей, которых объединяет любовь к творчеству и страсть к созиданию».
Вот мне такая идея не пришла в голову, а если бы даже и пришла, то скорее всего лопнула бы как воздушный шар. Почему? Потому, что оба основателя Ярмарки большие профессионалы своего дела. Дело в том, что мало иметь желание создать свой сайт, на это нужны средства и знания. Когда я делала свой сайт, первый год у меня ничего не работало. То есть посещаемость была, а продажи нет. Я платила за продвижение профессионалам, а потом оказалось, что я не поставила им конкретной задачи, работать на продажи, вот они и просто обеспечивали посещаемость. Это опыт продвижения маленького сайтика, если сравнить его с Ярмаркой, то он похож на маленький бумажный самолетик, а Ярмарка на аэробус с бассейном и спортивным залом. Для того, чтобы удержать такую махину в воздухе, нужны большие средства, штат сотрудников и талантливое руководство. Потом, когда я попросила сына разобраться в чем дело, он объяснил мне как это работает. А потом сказал, что по его мнению мне, учитывая мои объемы производства, вообще сайт не нужен, на Ярмарке Мастеров уже все сделано без меня.
Итак, наши основатели...
Денис Кочергин, по мнению сайта, «Малый бизнес Москвы»:
- имеет десятилетний опыт успешного управления разработкой и развитием новых услуг, сервисов и ценностей в интернете и телекоме.
- Денис имеет широкий спектр интересов и специализируется на менеджменте, маркетинге, развитии продукта, продажах, электронной коммерции, телекоме и социальных медиа.
- Его специализация электронная коммерция, социальные медиа.
- Работал в компаниях Orange Business Services, МТС, руководил разработкой и внедрением новых сервисов для компаний Schlumberger, BAT, Сбербанк и десятков других, включая мультинациональные корпорации и небольшие компании, консультировал проекты с «нуля».
- Чемпион компании Orange Business Services в 2006 году за успешный и эффективный коммерческий запуск инновационных услуг."
- На минуточку ! Справка из Википедии ! Вдумайтесь в цифры - Orange Business Services владеет представительствами в 166 странах мира. Компания осуществляет оказание услуг телефонии, передачи данных, интернет-доступа корпоративным клиентам в 220 странах мира, среди её клиентов — 3750 международных корпораций.)
- Денис проводит мастер классы, читает лекции, пишет статьи на тему инноваций, маркетинга и развития малого бизнеса. Он зарегистрирован практически на всех серьезных бизнес сайтах мира.
То есть, говоря простым языком, Денис Кочергин «» высокопрофессиональный мастер по запуску больших проектов. По-английски его профессия называется Стартапер, по-русски это звучит не очень благозвучно, но в переводе старт ап (Start-up) - это быстрый старт, хотя я бы перевела это слово, как "прыжок с места".
Сергей Черкасов, профессионал в компьютерных технологиях, в интернете для широкой публики о нем написано мало. Он живет в Смоленске, Ярмарка базируется в Смоленске и в Москве. Сергей сам лично занимается наймом на работу системных администраторов. К стати, имеются вакансии, для тех кому это интересно. На Ярмарке есть круглосуточная группа реагирования, которая следит за системой мониторинга и принимает меры всякий раз, когда есть проблема. Команду входят более 30 человек разных специальностей.
В 2012 году Сергей принимал участие качестве докладчика на Региональной IT конференции для разработчиков и представителей бизнеса в Смоленске. Тема доклада была «О ведении Highload-проектов и связанных с ними особенностях». Как я поняла, это доклад о работе интернет- порталов с многомиллионной аудиторией. То, что мы видим на страницах Ярмарки «» это верхушка айсберга, большинство инноваций происходят внутри и мы никогда не увидим архитектуры всей системы. У нас есть Сергей Черкасов, и нам не нужно разбираться, что такое "логические масштабируемые элементы кластеры", “dogfood” и бета версии", он и его команда позаботится о стабильности и надежности, а также о простоте использования, производительности, безопасности, доступности, конфиденциальности, масштабируемости и функциональности работы Ярмарки. Вы заметили, что Ярмарку отключают очень редко? Видимо они научились производить плановое обслуживание, такое как развертывание обновлений или исправление безопасности, без простоя.
Сергею принадлежит идея создания Ярмарки. Как рассказыват Денис Кочергин в интервью детскому сайту letidor: "12 января 2006 г. Первую версию сайта создал мой партнер Сергей для того, чтобы его жена и другие мастера хенд-мейда могли представить там свои работы. Первоначально мы привлекали мастеров персонально, самостоятельно приглашали их на сайт. Из этого вырос огромный проект - то, что вы видите сейчас.
Если подвести итоги, получается, что все звезды сошлись! Один человек умел продвигать сайты, другой знал, как изнутри эти сайты работают, даже есть женщина (как говорится Cherchez la femme (Шерше ля фам) ищите женщину) , Елена Черкасова, ради которой был создан сайт. И как сказал Денис Кочергин "для того, чтобы делать действительно нужные продукты и зарабатывать серьезные деньги, важно очень хорошо понимать своего потребителя". Так что мы с вами тоже составляющая удачного проекта. Как написано статье "Из рук в руки" бизнес журнала computerra до появления Ярмарки Мастеров "рынок изделий ручной работы в России существовал в полумаргинальной форме: мастера распространяли товары по знакомым или на нечастых ремесленных ярмарках, отдельные авторы пытались привлечь к себе внимание в онлайне... сейчас в портфолио самоуверенной компании более 800 тысяч работ, аудитория насчитывает свыше трех миллионов уникальных пользователей в месяц, а количество просматриваемых страниц преодолело в 2012 году порог в 100 миллионов.
В заключение хотелось бы предложить вам несколько советов от Дениса Кочергина Основателя Livemaster.ru
Человек, который занимается хэндмэйдом, — сам себе компания, предприятие, где есть производство, логистика, закупки, продажи, маркетинг и финансы. Если хочешь быть успешным, нужно постоянно учиться и совершенствоваться не только в мастерстве. Необходимо красиво представлять созданные работы, уметь продавать, знать своего покупателя, разбираться в финансовых вопросах. При этом нужно осваивать новые техники, материалы и направления. Это всё в чистом виде предпринимательство.
Ошибочно рассматривать интернет вообще и даже «Ярмарку мастеров» просто как витрину, где созданное вами будет как-то само продаваться. Нужно понять, что такое ключевые слова, тэги, как люди используют «Яндекс» и Google для поиска покупок. Зачастую товар в интернете продаёт фотография. Если она неудовлетворительного качества, продажа, скорее всего, не состоится.
Творчество — это эгоизм, реализация своих идей и эмоций. Но художнику нельзя быть абсолютным эгоистом. Есть тренды и спрос. Больше всего востребованы недорогие украшения и цепочки, которые стоят относительно недорого. Проще купить пять кулонов и две цепочки, чем одно пальто. Но и конкуренция среди дизайнеров украшений высокая. Важно соблюдать баланс.Если валяешь из шерсти только котиков и цветочки, которые лучше всего продаются, то не будет роста мастерства. Но если валяешь только то, что продаётся мало, не вырастешь как предприниматель.
Идей всегда должно быть больше, чем физически можно сделать. Не стоит бояться делиться идеями. Когда делишься идеей, она обрастает новыми поворотами, деталями, о которых ты не задумывался. Неважно, в теме творчества собеседник или нет. Критика — это тоже классно, лучше, чем равнодушие.
В Европе и Штатах покупателям нравится, когда в работах есть творческая небрежность: стежки разной толщины и формы, нитки торчат — видно, что сделано вручную. У нас всё иначе, важен высокий уровень исполнения и аккуратность. Поэтому то, что вы делаете, должно быть хорошего качества.
Несмотря на то, что интерес к авторским вещам растет, ручная работа далеко не самый простой и быстрый способ заработать. В конце концов рост бизнеса невозможен без масштабирования, а оно идет вразрез с самой концепцией хенд-мейда.
От себя добавлю, что в мою жизнь Ярмарка Мастеров вошла очень прочно, я многому научилась, подружилась с хорошими людьми, в моей душе поселилась уверенность, что мое творчество нужно. Ярмарка Мастеров стала удивительной виртуальной страной со своими правилами и законами, которые не всегда нравятся, но все же исполняются, чтобы не потерять гражданство:) Но больше всего в Ярмарке мне нравится то, что здесь не важно кто ты, никого не интересуют твои регалии, дипломы, статусы. Сами работы все скажут за тебя. Здесь каждая Вещь имеет свою историю, и каждый Мастер может сотворить себя сам. Так что каждое утро, налив себе чашечку кофе, я спешу открыть свою страничку, чтобы посмотреть, что же там на Ярмарке новенького?
С Уважением к основателям, мастерам и посетителям Ярмарки Мастеров,
Наталия Рыкова