Женщины. Они изменили историю.
«Ирина Баст захватит мир», «Да, Ирина – да!», «Ирина, спасибо за Ахматову и Плисецкую!» оставляют комментарии молодой художнице посетители ее выставки картин в технике коллажа «Женщины. Они изменили историю». Все, кто хоть как-то знаком с ее творчеством, не остаются равнодушными, но сама Ирина Баст утверждает, что не чувствует себя успешной…
- Успех это своего рода остановка, когда, кажется, можно успокоиться и наслаждаться проделанной работой. Скорее, для меня это отправная точка. Выставка «Женщины. Они изменили историю» это уже вторая выставка картин-коллажей. Первая была «Русская любовь», где тема любви раскрывалась через образы известных русских женщин: М. Плисецкой, А. Ахматовой, Ф. Раневской, А. Пахмутовой. И это только начало, впереди еще много работы.
- Что вдохновило Вас на создание этой коллекции?
--Я черпаю свое вдохновение в самом материале. Часто материал диктует мне, чем и кем хочет стать. Это магическая связь. Мне иногда кажется, что я получаю информацию свыше, и своими руками выхватываю ее из действительности, начинаю преобразовывать в картины. Детские книги в коллаже вряд ли могли быть кем-то иным, кроме Агнии Барто. Календарь с картинами Сальвадора Дали превратился в портрет его жены. Клеопатра родилась из обыкновенных каталогов туроператора. Сборник цитат Раневской стал портретом самой Фаина Георгиевны.
- Вы выбрали таких разных женщин. Почему именно их?
- В каждой из них есть что-то свое, что отличает их от всех остальных живущих на земле женщин. Хотелось обратить внимание на известных женщин, после которых этот мир уже никогда не будет прежним. Каждая из них каким-то образом повлияла на моду, музыку, литературу, кинематограф, на искусство в целом, на политику и внесла свой вклад в становление мира.
-Почему в качестве материала Вы использовали вторсырьё?
- Хотелось сделать картины из нетрадиционных материалов. Я обычно пишу маслом и акрилом, но именно тема вторсырья показалась мне интересной, потому что зачастую этот материал выкидывается как ненужный. Журналы, газеты, бесплатные листовки, каталоги украшений и одежды, виды Петербурга на календарях прошлых лет, пищевая фольга, остатки потали, кусочки ткани – все это может переродиться в картине.
Мне бы хотелось, чтобы люди задумались над тем, сколько вещей они выбрасывают каждый день из-за ненадобности, ненужности, хотя из этого можно создать произведение искусства. Искусство из мусора, как бы странно это не звучало.
-Вы всегда пишете портреты в технике коллажа?
- До этого я никогда не творила в подобной технике и никогда не писала портреты. Никогда столько не работала с бумагой, не делала коллажей. Что случилось именно в ту минуту, я сказать точно не могу, но руки сами взяли обрезки бумаги, лежащие на столе, и начали хаотично их передвигать. С трудом помню этот момент, видимо, это и есть вдохновение или озарение, но листочки сами сложились в лицо Фриды. Когда я это увидела, у меня был шок. Я отошла. Посмотрела еще раз. Сложно было поверить, что это сделала я, если учесть, что я никогда не писала портреты.
-Какую картину из Вашей коллекции Вы выделяете?
- Как известно из психологии, запоминается то, что в начале и в конце. В данной коллекции первой картиной была Фрида Кало, последней – Мать Тереза. Они даже в галерее расположены вместе. Именно при работе с Фридой на меня снизошло какое-то откровение, ненужные обрезки бумаги сложились сами собой в образ, и этот образ стал узнаваемым.
- Ваши дальнейшие планы?
-Конечно, продолжать! Это мини галерея, здесь только пятнадцать работ. Проект будет расти. У меня есть целый список женщин, образ которых я бы хотела передать в картинах. Посетители выставки даже оставляют свои пожелания, спрашивают, где же Мэрилин Монро или Одри Хепберн. Они будут, как и многие другие известные женщины. Осталось только собрать нужный материал и совместить создание картин этой серии с другими проектами. Я творю, наверное, часов двадцать в сутки, каждая минута драгоценна, и времени постоянно не хватает.
- Что вы можете сказать о Манифесте 10 и о современном искусстве в целом?
- На Манифесте я не была, хотя очень хотела посетить. Мнения о Манифесте 10 противоречивы, своего, к сожалению, сложить не удалось.
Я сама отношу свое творчество к современному искусству. Но разница в том, что все можно сделать с любовью, а можно извратить и опошлить. Мне хочется, чтобы современные авторы творили для того, чтобы подарить миру красоту, чтобы на их работы хотелось посмотреть еще раз, чтобы люди что-то почерпнули для себя.
Можно высмеять человека, а можно воспеть его неординарность, необычность. В моих работах я стремлюсь показать красоту женщин, их неповторимую природу, харизму. Надеюсь, у посетителей выставки останутся о ней благоприятные впечатления.