Я всегда мечтала жить на острове. И в действительности жила на острове Чечень, находящимся в Каспийском море (Дагестан). Он был большой по размеру: ширина до 10 км, а длина - до 15 км, площадью около 55 кв. км. Берег был виден только с одной стороны (50 лет назад). Поэтому в детстве он мне не казался островом.
Главной достопримечательностью острова Чечень является маяк. Он был возведен в 1863 году англичанами по заказу царского правительства России. Ни разу капитального ремонта не было. Круглая каменная башня маяка высотой более 45 метров сохранилась в неизменном виде.
В 1970-х на нем установили светооптический аппарат, и теперь он работает в автоматическом режиме. Маяк служит ориентиром для судов, кораблей, плывущих по Каспийской акватории. Сельчанам маяк является путеводной звездой, и вызывает свои ассоциации.
Маяк находится в отдалении (примерно километр) от села и всегда воспринимался сельчанами чем-то недосягаемым. Работали на маяке и обслуживали его всегда люди достойные, ответственные и уважаемые.
Когда, я приезжала на остров на каникулы или в отпуск по морю, то передо мной предстояла такая картина. Вдалике показывался маяк, кромка берега приближалась и волновала душу.
Дома располагались, в основном, вдоль улице. Каждый житель острова знал тебя и от всей души мог предложить покушать что-нибудь вкусненькое, например: вяленую воблу, пироги с разнообразной начинкой, балык, пельмени или пирог из осетрины или севрюги. Последнее не считалось каким-то изыском, а являлась обыденной, почти каждодневным едой. Овощей же, и, особенно фруктов, к нам практически не доставляли, мясо тоже не привозили. Поэтому, когда мы летом прилетали на самолете домой на каникулы или в отпуск, то привозили до 75 кг продуктов и очень быстро все исчезало. Обязательно угощали фруктами и овощами родственников, соседей, а также ребятишек. Как дети были рады хоть какому-нибудь яблочку.
Еще хочется отметить, что пироги традиционно пеклись каждой семьей и во все воскресенья. Считалось, если пирог на столе, значит сегодня воскресенье. Одиноких, очень стареньких соседей угощали: приглашая к себе, или приносили им домой пироги. Как правило, моя мама меня отправляла с этим поручением.
В моем детстве, так близко вода не подступала к домам, нужно было идти до моря примерно километр.
Но зато, казалось море и берег принадлежали только тебе. Поблизости не было ни души.
Море и ты, берег и ты. Кайф да и только.
На селе в моем детстве было домов 400 – 700, своя восьмилетняя школа, в которой я училась до 8 класса, любимые и нелюбимые учителя. На острове располагалась больница и огромное фундаментальное здание клуба.
Вот здание больницы сохранилось.
А от клуба остались только колонны и рядом - памятник Ермолову. Как могли этот объект гордости островитян разобрать по кирпичику - уму не постижимо. Местным жителям это бы в голову не пришло.
С другой стороны острова окружали пустыня, пески, дюны (по местному бугры) и небольшая растительность.
Кстати сказать, кое-где обнаруживались одуванчики. Я тогда не знала, что они так называются. Это была такая редкость, что когда их видела ранней весной, возникал трепет в душе и нежность к такой красоте. Другие цветы в пустыне росли очень мелкие и блеклые: верблюжья колючка, перекати поле, полынь и т.д.
Местами на бугристых песках возвышаются кустарники тамариска.
Правда росла еще красивая колючка под названием чертополох. Мне нравится сам цветок, в период его цветения.
Снимок сделан в Израиле. Тоже удивилась и обрадовалась знакомому с детства цветку. Как не странно вскорости чертополох появился у меня на даче в Подмосковье, Чеховском районе.
В поездке по Шотландии удивилась, что он является символом этой страны. Чертополох изображается на монетах, гербах Шотландии и растет на местных полях. Существует легенда, что шотландцы выбрали этот цветок в качестве символа по причине того, что он спас народ от врага. Солдаты противника, чтобы неслышно продвигаться, шли босиком и один из них, наступив на чертополох, дикими воплями разбудил спящее шотландское войско. Они мобилизовались и одержали победу. Вот как много воспоминаний с этим цветком детства.
Примерно так выглядил и мой отчий дом. Вспоминается идем с подружкой по улице и вдруг из одного из домов предлагают нам: "Девченки, хотите балычка?" Это было так незабываемо вкусно, душевно и просто. Такое ощущуние, что и не прошло более 50 лет с того времени. Помню и слова, и чудесный вкус этой красной рыбки (севрюги или осетра).
Рождение и проживание до 14 летнего возраста на острове наложило на меня свой отпечаток. Я была очень застенчивая, любознательная и желающая посмотреть мир. Не исключено, что небольшая территория острова не способствовало развитию моей ориентации в пространстве; возможно это связано с моим плохим зрением. Однако, это не помешало мне путешествовать по миру. Повлияли на мой характер и доброе отношение односельчан, и доверие к людям. При моей жизни на острове двери на замок не закрывались.
Очень ценнилось каждое дерево на острове. Летом зной, и чтобы сходить в магазин или к подружке под палящем солнцем, нужно было иметь мужество. Спасали деревья: расстояние преодолевала прыжками от одного дерева к другому. Под тенью дерева, можно было набраться сил до следующего.
Состояние острова Чечень сейчас ассоциациируется с хотя и красивым, но закатом.
Извините, что так грустно заканчиваю!
Но Вам желаю жить в месте, которое Вас радует, согревает, становится родным и близким.
С уважением, Валентина.