Художник-иллюстратор Елена Сафонова
(1902–1980)
К 110-летию со дня рождения
Художница Елена Васильевна Сафонова была самой младшей дочерью в семье музыканта, дирижера, одного из основателей и директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова (1852-1918) и его супруги Варвары Ивановны (1863-1921). Всего в семье было 10 детей. Одной из старших сестер Елены была будущая гражданская жена Колчака Анна (Тимирева-Книппер).
Зимами семья Сафоновых жила в Москве, в большой двухэтажной квартире в Консерватории. Дети воспитывались в «церковном духе»: «каждое воскресенье обязательно было ходить к обедне, в пост – говеть», раз в год ездили в Лефортово, на вынос плащаницы, перед едой дети по очереди читали «Отче наш». Общий дух семьи воспитывал моральные ценности, закладывал определенный стержень, которые дети потом пронесли через всю свою жизнь. В доме любили чтение, конечно, большое место в досуге занимала музыка, пение. Дети были одарены литературно и музыкально – играли на фортепиано, сочиняли музыкальные пьесы, писали прозу и стихи на русском, немецком и французском языках, рисовали. Впоследствии почти все они связали свою жизнь с творчеством.
Лето Сафоновы проводили в Кисловодске – с прогулками в парках и к «высоким Синим горам», воскресными походами в церковь, разведением (по желанию бабушки) собственных маленьких огородиков, пением хоралов Баха под рояль и казачьих песен, бабушкиными рассказами, роскошными обедами.
В1919 г. Елена закончила гимназию в Кисловодске, куда Сафоновы перебрались после революции, и ВХУТЕМАС по классу живописи в студии К. Петрова-Водкина. С1923 г. художница работала в области книжной графики, иллюстрировала детскую и юношескую литературу, в 1928-1935 гг. сотрудничала в журналах «Чиж» и «Еж». В эти годы она сблизилась с обэриутами, ленинградской группой писателей и деятелей культуры, которые декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и др., к обэриутам были близки Евгений Шварц, Казимир Малевич, Павел Филонов. Вместе с обэриутами Елена Сафонова была репрессирована в июне1932 г., но вскоре возвращена из курской ссылки (реабилитирована в1958 г.).
В 1936–1937 гг. Елена Сафонова переехала в Москву, чтобы работать над иллюстрациями к книге Бориса Житкова «Что я видел»; позже сотрудничала с Корнеем Чуковским. Книжки «Что я видел», «Река» и «Доктор Айболит» с ее иллюстрациями неоднократно переиздавались.
Во время войны, Елена Васильевна взяла на воспитание осиротевшего племянника (сына сестры Ольги, погибшей в 1942 г. в Ленинграде), помогала сестре Анне, отбывающей ссылку.
В трудные годы Елена Васильевна бралась за любую художественную подработку: оформление павильонов ВСХВ (1939-1940), детскую полиграфическую игрушку (1943-1952). С1927 г. до послевоенных лет работала как театральный художник, самостоятельно и сотрудничая в качестве ассистента с В.В. Дмитриевым, Б.Р. Эрдманом. Художница участвовала в создании свыше 30 постановок в ведущих театрах страны: МХАТе, Театре им. Станиславского, Театре сатиры, Большом, а также в театрах других городов. С Э.П. Гариным сотрудничала в Театре киноактера, при ее участии вышел популярный спектакль «Двенадцать стульев»; была художником кинофильма «Синегория», особенное признание получила ее работа над костюмами.
В последние годы с целью приработка и из любви к творчеству Елена Васильевна увлеклась изготовлением бус. Летом 1960 г. в Москву к сестре переехала Анна Васильевна Тимирева. В финансовом отношении жизнь была сложной, «регулярные доходы семьи ограничивались тогда пенсиями сестер... [Елена Васильевна] добывала деньги более зависевшим от нее самой способом – она стала делать поразительно красивые бусы. Каждая бусинка вылепливалась из специально приготовленной массы, основу которой составлял мякиш рижского хлеба с добавками олифы, клея БФ и, возможно, еще чего-то… Вылепленные бусинки бывали разными по форме: плоские с узорчатыми краями, бочкообразные с горлышками и перевязочками и т.д… Поскольку бусы делались по заказу, реже – просто так, на кого придется, их цвет и форма долго вынашивались мастером, чтобы они наилучшим образом соответствовали стилю заказчицы… В итоге появлялись изделия, среди которых многие были замечательно красивы: одни – фарфорово-белые с маленькими синими цветочками, другие – роскошные многоярусные, какие-нибудь розовые или малиновые, где узорчатыми были не только сами бусинки, даже их последовательности составляли некоторый узор» (из воспоминаний Ильи Сафонова).
До нашего времени сохранились детские книги, замечательно оформленные Еленой Сафоновой.
Сафонова Е. Река: Книжка-картинка (Ленинград, 1935)
Чуковский К. Доктор Айболит. По Гью Лофтингу (Москва-Ленинград, 1936)
Бр. Гримм. Еж и заяц (Москва, 1937)
Житков Б. Что я видел (Москва-Ленинград, 1939)
Михалков С. Моя улица (Москва, 1943)