Периодически на Ярмарке Мастеров идут обсуждения -— как и чем может, должен вдохновляться современный мастер. Тема очень спорная и вызывает много дискуссий. Но ведь именно в них, как известно, рождается истина. :) Вот и я, прочитав недавно такую дискуссию в комментариях к одной из статей, вспомнила, что давно хочу написать про ряд выдающихся Мастеров, чьи работы очень вдохновляют многих столяров по всему свету на протяжении уже очень многих лет. Сегодня первая проба пера, не судите строго. :)
Многие из нас в детстве были поклонниками произведений Александра Дюма, и я не исключение. Удивительные приключения д'Артаньяна никого не могли оставить равнодушным не только благодаря искусству писателя придавать даже вымышленным событиям крайне реалистичные очертания. Главное в другом! Сама эпоха, которая породила героев этого романа, была по истине уникальна.
Царствование Людовика XIV — не только эпоха свершений и сильных характеров, но и эпоха строительства уникальных архитектурных сооружений.
Расширение Лувра и объединение его с Тюильри, строительство новой королевской резиденции в Версале — сколько энергии, творческой мысли, труда и баснословных денег в этих жемчужинах Франции.
Да, о королях, кардиналах и мушкетерах мы знаем много — про них написаны книги, сняты (и продолжают сниматься!) кинофильмы. Но великие Мастера, которые продумывали обустройство всего того великолепия, которым так непринужденно пользовался «Король-солнце», которые делали деревянную мебель для дворцов, украшали помещения прекрасными картинами, планировали садовую архитектуру не меньше, а гораздо больше достойны нашего внимания. Именно потому что благодаря их работам мы и сейчас легко можем представить, как жили богатейшие люди того времени и оценить размах той исторической эпохи.
Сегодня я расскажу вам об одном из самых известных французских мастеров мебельщиков эпохи Людовика XIV, чьи работы и сегодня можно увидеть в Лувре и Версале.
Этого Мастера еще называют знаменитым королевским чернодеревщиком.
Да, вы не ослышались, не краснодеревщиком, а именно чернодеревщиком — он мастерски работал с так называемым черным или эбеновым деревом, которое Франция в те времена закупала в Китае.
Итак, Андре-Шарль Буль. Потомственный столяр, который на протяжении 60 лет (вы только вдумайтесь в эту цифру!) руководил Королевской мебельной мастерской. Современник Людовика XIII и великого кардинала Решилье, Людовика XIV и кардинала Мазарини. Он прожил 90 лет, из которых две трети был на королевской службе и занимался разработкой и созданием мебели для интерьеров королевских дворцов.
Людовик XIV и Андре Буль
Судьба свела их в очень удачный момент. Если бы эта встреча не случилось, мы могли бы никогда не увидеть шедевров мебельного искусства Буля, и уж точно мебель в Версале выглядела бы совсем по-другому. История не сохранила для нас подробности этой судьбоносной встречи.
Андре Буль был на тот момент уже довольно успешным мастером мебельщиком. Он получил прекрасное образование и опыт работы во Фландрии и имел свою мастерскую в Париже, в которой работало 40 человек. А Людовик начинал свое великолепное царствование, амбиции его требовали, чтобы его дворцы и его мебель была самой лучшей в целой Европе за все время ее существования! В Европе, где два столетия господствовало витиеватое барокко, где уже были потрясающие интерьеры Хэмптон-Корт (самый большой королевский дворец Англии, заложен в 1514 г.), легендарный Замок Амбуаз (резиденция королей Карла VIII и Людовика XII), уникальные виллы Венеции и еще очень много других удивительных архитектурных сооружений с неповторимыми интерьерами. Людовик хотел, чтобы его Версаль был не просто резиденцией, но образцом нового типа дворца, являющимся своеобразным городом-государством! Т.е. для полной реализации планов короля необходимо было создать не просто много добротной и красивой мебели, а очень много произведений высокого художественного достоинства!
Чтобы воплотить такие смелые замыслы, королю нужен был уникальный человек. Он должен был соединять в себе казалось несовместимые качества. Быть превосходным мастером по дереву, знать все тонкости изготовления деревянной мебели, иметь безупречное чувство вкуса, обладать даром предвидения (чтобы безошибочно угождать королю!), уметь руководить другими мастерами и иметь неограниченную фантазию. Именно таким человеком оказался тогда еще молодой Мастер Андре-Шарль Буль. Он был поставлен руководить королевской мебельной мастерской, и к 1678 году (ему было всего 36 лет!) она увеличилась в несколько раз, а затем получила более престижное название — "Мануфактура королевской меблировки" (Manufacture Royale de Meub'es de la Couronne).
К моменту, когда Людовик XIV озадачился новой резиденцией, в Версале уже существовал небольшой охотничий дворец, который был построен по приказу его отца. Фактически Людовик начал расширение Лувра и старого дворца в Версале в одно время. Строительные работы в Версале велись с 1661 года. В 1678 году, когда реконструкция парижского дворца была в основном завершена, Людовик окончательно выбрал Версаль в качестве своей основной резиденции.
Заниматься обустройством новой резиденции должны были члены Королевской Академии Архитектуры Франции — знаменитый архитектор того времени Ж. Мансар, садовник А. Ленотр и живописец Ш. Лебрен. Вот в такой компании знаменитостей оказался Буль, когда начал свою работу по проектированию деревянной мебели для дворца.
Почему король выбрал именно его для такого ответственного дела, как обустройства дворцов мебельными шедеврами до конца не ясно. Возможно, что королю понравилось тяготение мастера к отказу от излишней витиеватости модного тогда в Европе стиля барокко. На момент встречи Буля и короля, мастер изготовил уже много образцов мебели, которая имела (как сказали бы в наши дни), инновационный дизайн.
Эта деревянная мебель не могла быть отнесена к стилю барокко, линии ее были более упорядочены и лаконичны.
Эти образцы творчества Буля уже можно было отнести к зарождающемуся классицизму.
Молодой, амбициозный Людовик, конечно, оценил перспективы такой работы для Франции. Фактически такое искусство, уводящее мастеров от итальянского барокко, возносило Францию на более высокий уровень развития и делала законодательницей мод для всей Европы. Стиль барокко с его вычурностью и затейливостью еще довольно долго процветал в других европейских станах. Но при дворе Людовика XIV, французского "короля-солнца", он в том числе и благодаря Андре Булю, сменился классицизмом. Величавый, торжественный стиль, в котором преобладают ясность, лаконичность и порядок, как нельзя лучше отразил принципы абсолютной монархии, которую активно насаждал Людовик XIV.
Немного отвлекусь от истории. Давайте только на минуту представим себе, что нашим заказчиком является ни много ни мало... сам король. :) Да еще не просто король, а сам Людовик XIV, чей характер был крайне твердым и своенравным. И сделать для него надо что-то новое, уникальное, да еще и из безумно дорогих материалов — эбеновое дерево, красное дерево, позолота и т.д. Один неверный ход, просчет — все, не угодил монарху! Считай головы нет. :) Представляете каким мастерством, мужеством и характером должны были обладать матера того времени? Вот где восхищение! А еще настоящий Талант! Потому что о плагиате и речи быть не могло, это уж само собой...
Продолжение последует совсем скоро...