К этому новому году Дед Мороз сделал мне просто роскошный подарок — курс по театральному головному убору.
Все было серьезно — с массой домашних заданий.
Проводником в мир диадем, кокошников, цилиндров, каркасов и балеринских «лебединых головок» стала художник-технолог отделочного производства Мариинского театра и увлеченный реконструктор Мария Черноглазова.
Мария владеет практически всеми традиционными технологиями — от чалмы и чепца до фонтанжа и кивера. Болшая удача у нее учиться — некотрые девчонки из нашей группы каждые выходные приезжали из Москвы. В столице таким вещам никто не учит.
Мария собственной персоной в образе. Шляпки, естественно, её рук дело.
Её работы вы могли видеть не только в постановках Мариинки, но и в фильмах “Бедный-бедный Павел” с Виктором Сухоруковым, сериале “Винтовая лестница» с Инной Чуриковой, только вышедшем фильме «Батальон» и многих других.
В программу курса входило посещение театральных мастерских Мариинского театра — редкая возможность познакомиться с пространством, где рождается сказка. Зрители наслаждаются уже готовой картинкой и даже не представляют, сколько часов и кропотливого труда вложено в её создание!
Мастерские находятся не в историческом здании Мариинского театра, и не в здании Новой сцены — швейно-отделочный комбинат в несколько этажей расположился по соседству. Пришли мы в мастерские морозным солнечным днем — работа уже вовсю кипела!
1. Цех головных уборов
Начали с самого главного и интересного — цеха головных уборов. Это моя стихия! Родные болваночки, перья, выкройки цветов, закрепители и клей.
Вот она, феечка-модистка, доводит до ума только что снятую с формы шляпу.
Обсуждаем, консультируемся, слушаем, навострив ушки, Машу.
Немного востока — чалма и султан. Драпировка чалмы — это очень сложно, поверьте.
В очереди на реставрацию: кокошник (сцена "Русский танец") и шапочка китайского болванчика ( сцена "Китайский танец") для балета "Щелкунчик".
Командная работа требует чёткой организации и спланированности. Талон-памятка для мастера.
Вообще, перед шляпниками театра задача не из простых — сделать эффектную и легкую вещь, которая долго прослужит, будет хорошо держаться на голове и не мешать артисту двигаться и танцевать.
2. Пастижерный цех
Здесь с помощью тончайшего крючка из натуральных, искусственных и конских волос делают брови, усы, бороды, всевозможные накладки и парики. Часто старые парики разбирают и создают новые.
Мастер-пастижер за работой.
По волосиночке собирается ниточка — тресс, а из ниточки укладывается парик.
Пока фотографировала стайку этих париков, появилась идея маленького комикса.
3. Цех трикотажа
Здесь шьют балетные трико, лифы и все трикотажные детали костюмов.
Нина Николаевна Щёголева, мастер по трикотажу.
Нина Николаевна Щёголева работает в Мариинке... (!) 70 лет — «Как пришла девчонкой-подростком после войны, так и тружусь здесь. Каждый рабочий день — в радость. Не помню, чтобы когда-то не хотелось идти на работу. А все потому, что работаю со светлыми людьми. Коллектив очень важен».
4. Цех вышивки
Жемчужина цеха — удивительная вышивальная машинка 19 века. Берегут как зеницу ока эту раритетную неутомимую труженицу. Ручка у машинки под рабочей поверхностью — занятная вещица!
Попробуй, отыщи по складам-магазинам шнур нужной толщины, цвета и метража! А декоративные шнуры в отделке незаменимы.
Прошу любить и жаловать еще одного ветерана труда — машинка для плетения шнуров!
5. Цех трафаретной роспики тканей
Вручную по трафарету художник делает на ткани накат из краски — неудобно выйдет, если зритель узнает в костюме Садко родные шторы в зале. Нельзя! Все должно быть качественно и максимально соответствовать стилистике эпохи поставновки.
6. Цех ручной росписи тканей
Здесь из непримечательной тряпочки делают, например, шикарную парчу; имитируют вышивку, инкрустацию или искусственно «состаривают» ткань:
7. Красильно-прачечное производство
Оказывается, найти ткань необходимого оттенка / качества / достаточного метража —целая проблема. Поэтому Мариинские золушки окрашивают ткани (!) вручную огромными тюками — чтобы сшить костюмы всем солистам / артистам хора и кордебалета.
Этот цех произвел, честно говоря, мрачноватое впечатление — парящие ёмкости и чаны с красителями, древнего вида сушильные шкафы. Но есть и современные стиральные машинки.
Глядятся ткани с помощью каландра — гигантской паровой установки с валиками 1,5 м шириной. Сушат отрезы на рамах в сушильных шкафах. В общем, тяжёлый физический труд.
8. Костюмное ателье
Им мы завершили свое путешествие. Бесконечные ряды закроечных столов, всевозможных швейных машин, лекал, готовых и в процессе доработки / переделки / обновления костюмов.
Оказывается, балетная пачка служит не больше 10-ти спектаклей — после стирки и химчистки абсолютно теряют форму и вид.
Умилили вот эти пышненькие манекенчики. Дамы с формами — наверное, оперные певицы. :)
Надеюсь, наше маленькое путешествие в закулисье было занимательным.
Когда в следующий раз отправитесь в театр, пожалуйста, подарите часть своих аплодисментов всем этим удивительным мастерам, остающимся за кадром происходящего на сцене. Пусть и будете знать об этом только вы.
А пока — уверена, новыми глазами — посмотрите видеозапись балета Щелкунчик и по-настоящему оцените такую сложную, но интересную и слаженную командную работу большой творческой семьи Мариинского театра.
Можно начать с 1:08:00 — узнаете и тот самый кокошник и шапочку китайского болванщика из очереди на реставрацию в цеху головных уборов.
А можно начать смотреть с 1:14:00 — и понять в полной мере, почему весь мир сходит с ума по русскому балету.
Всего вам самого доброго,
Ваша Юля