Дорогие мои Ку-ку-шечки и к ним примкнувшие! Уже полгода я клянчу у Светланы, замечательного мастера мухуской вышивки - все время она ускакивала от меня вверх по стволу сосны или березы, крича «Ой, отстань, не люблю я о себе рассказывать!»
И это чистая правда – Светлана очень скромная, она считает, что есть на ЯМ настоящие Мастера – и никак мне не удавалось ее переубедить, что она – не просто Мастер, но еще и Хранитель традиций и секретов старинной эстонской культуры.
На днях Белка расслабилась – и Ведьмежонку (не даром медведь считается хитрованом, хихикс!) удалось ее заманить в свои сети.
Светлана помогала готовить статью про вышитую обувь для одного московского издания – и. как это часто случается, журналист использовал только малую часть написанного. А я успела вовремя выскочить из кустов и «захавать» то, что наша любимая Белка «заготовила» для публикации - плюс я еще добавила то, что удалось «выманить» у Светланы раньше. По-моему, получилось очень интересно - но это уже не мне судить.
Итак, начинаем.
Сначала несколько слов о невероятной красоты красочной мухуской вышивке, о которой лично я до недавнего времени никогда не слышала - и не узнала бы, не придя на ЯМ.
В интернете практически нет научных статей про вышивку эстонского острова Муху.
Вот так выглядит разнотравье острова Муху (фотография из Сети)
Я нашла вот только такое хорошее описание, сделанное искусствоведом Ану Кабур:
«Примерно в 10-20-е годы прошлого века на острове Муху на смену вышивке крестом пришла вышивка односторонней гладью или верхошов. Вышивка того периода значительно отличается от современных работ.
В Эстонии вышивка односторонней гладью вначале называлась на немецкий манер пёстрой или цветной вышивкой (buntstickerei), затем цветочным узором. В Муху вначале этот стиль называли lankimine (шитьё длинными редкими стежками), затем верхошов, и сегодня практически всё вышитое таким швом называют мухуской вышивкой.
В начале ХХ века незамужние жительницы острове Муху ходили на работу в Ляэнемаа или Пярну. Там они видели изделия местных рукодельниц. В этот период в Лаэнемаа уже существовали выполненные односторонней гладью одеяла и ковры, которые произвели на островитянок большое впечатление. Первые появившиеся на Муху одеяла были привезены как раз из Ляэнемаа. Мухусцы быстро освоили необходимые приёмы работы и начали разрабатывать свой стиль. Вскоре одеяла с Муху и из Ляэнемаа уже трудно было спутать.
Возникновение товарного знака «Мухуская вышивка» связано с объединением мастеров народных художественных промыслов UKU (действовало с 1966 по 1993 год). Высокие требования, которые UKU предъявляло к качеству работы и производительности, привели к созданию пользующегося большим успехом брэнда «Мухуская вышивка». Мухускую вышивку выполняли и в других районах Эстонии.
Ковер из ремесленной мастерской Мяннику
Когда просят дать определение, что же такое мухуская вышивка, то приходится признать, что это явление, связанное со временем, местом и людьми. Оно неотъемлемо связано с островом Муху и его историями, развивается вместе с ним.
Вышивание в Муху уже превратилось в стиль жизни. Всегда среди вышивальщиц были те, кто имел свой ярко выраженный почерк, и те, кто усердно повторял узоры других. Благодаря небольшим расстояниям между хуторами и совместным посиделкам, со временем вышивальщицам острова удалось создать единый мухуский образ. Мухуская вышивка не является набором однозначных навыков, которым можно обучиться в один момент. Это своеобразная комбинация нескольких способов, а важным мерилом до сих пор является похвала и одобрение других.
Существенными моментами в мухуской вышивке являются умения и творческий подход. Навыки рисования, чувство композиции и цвета создательниц мухуских узоров достойны признания и восхищения. На протяжении лет яркие, умелые мастерицы создавали свой почерк и незабываемый стиль».
А вот что говорит сама Светлана:
"Это мастерство передают по наследию, мастер сам выбирает, кому передать опыт. Есть книги о мухуской вышивке, есть книги именно про эту обувь, но, даже изучив их, вы не сможете понять всех тонкостей работы. И конечно же, есть свои секреты, которые знает только мастер. Про выкройку обуви скажу так... её нет. Каждая пара индивидуальна. Когда я придумываю рисунок на какую то пару, то рассчитываю только размер .. и то примерно. Это полностью ручная работа, от вышивки до подошвы. В старые времена на изготовление одной пары уходило минимум 2 недели, сейчас с готовым материалом, нитями и кожей и соблюдая все правила - минимум 5-6 дней.
У меня больше 6 месяцев ушло на отточку мастерства, всю родню обула, училась, училась.. училась.. Только потом решила показать мастерицам бабушкам результат моего труда , получила похвалу и тогда только вышла на продажу, в люди так сказать.
Мы будем с вами обсуждать только обувь ручной работы. Машинная вышивка у мастеров РУЧНОЙ вышивки не обсуждается, для нас это не ручная работа, ценности и интереса не представляет. Бездушная машина вышивает на поток, а труд такого мастера заключается только в загрузке программы в машину и нажатием кнопки, далее машина вышивает сама.
Обувь с ручной вышивкой это всегда эксклюзив и дорогая вещь. В Европе вышитая обувь изготовлялась по заказам знатных дам и королевских особ ещё с викторианских времен. Это были и домашние туфли , и бальные... Вышивка выполнялась и крестиком, и гладью, золотыми нитями, бисером, расшивались драгоценными камнями. В старые времена вышивкой занимались все - от простых крестьянок, до королев и императриц.
У нас в Эстонии Muhu sussid стали украшать вышивкой крестиком в 17-18 веке и уже позже, где-то в начале ХХ века и по сей день мастерицы перешли на гладь. Ещё во времена правления императрицы Екатерины, такие тапочки были привезены ею из Эстонии от мастериц острова Муху. На Муху эта обувь считается праздничной, её берегут и передают в семье, как и национальные костюмы.
Как и раньше, так и в наше время обувь с ручной вышивкой это уникальность каждой пары. Это могут быть и домашние тапочки, и офисные туфельки- балетки, и этническая обувь.
Иногда задают вопросы о промокании вышитой обуви. Даже если вышитая обувь «поставлена» на уличную подошву, то она не подходит для прогулок под дождём. Ведь мы говорим об обуви ручной работы..
Конечно, легче вышивать на ткани. Если это кожа, то ручная вышивка на ней - колоссальный труд. Я пришиваю кожаную подошву к свои тапочкам тоже вручную и тут надо прикладывать большие усилия, а если вышивать по коже.... ох, тут я скажу браво мастеру. Опять же, мы обсуждаем обувь... Если это сумки из кожи, то тут кожа конечно тоньше.
Для придания формы нужны колодки и их у меня 2 мешка. А рисунки иногда с утра до вечера придумываю, то листик не там, то ромашка не тут.. Так что от эскиза рисунка до готовой пары я могу иногда выдохнуться до коматозного состояния, спать по три часа в сутки и шарахаться неделю от собственного отображения в зеркале.. Молюсь, чтобы мои тараканы в голове не устроили революцию!
Полнота ножки конечно учитывается, и подъём тоже, и это для меня уже не проблема.
Сложнее, когда ножка худенькая, как у меня, приходиться - или завязки пришивать, или декоративную красивую резиночку, чтобы в танце не улетали с ног.
Иголочки, ниточки.... Иглы нужны особенные - для вышивки. Тут тоже есть нюансы. Если вы вышиваете по канве, то нужно выбирать иглу с тупым остриём. Если вышиваете гладью, то кончик иглы более острый. Главный факт игл для вышивки - это затупленный край иглы у ушка, если он острый, то это простая швейная игла и ваши руки за один день будут исколоты в кровь. Для вышивки бисером иголочки тоненькие, ушко не расширяется - иглы для бисера. Размеры игл зависят от того, какими нитями вы будете вышивать.
Шёлк, бисер, мулине или шерстяные нити.. для вышивки обуви можно использовать всё, что душа пожелает !
Можно и валенки бисером расшить , и из дешёвых тапочек сотворить шедевр, украсив их вышивкой. Если же обувь не покупная, а ручной работы( как у меня), то это конечно не всё так просто. Труда вложено очень много, начиная от придумывания эскиза вышивки, до последнего стежка прошива подошвы.
И главная задача мастера- вышить рисунок на обуви в зеркальном отражении. Это же не просто картина, это обувь и рисунок на левой и правой ножке должен зеркально отражаться.
Каждый мастер составлял свои рисунки, но по правилам там должны быть те цветы, что растут на острове- васильки, ромашки, маки, анютины глазки, разбитое сердце, рожь и земляничка.. Я же немного разнообразила рисунки и по желанию заказчика ввела подсолнух. Так же по мухуской вышивке мак желателен ярко-розового цвета. Мне нравятся яркие цвета в вышивке и более приближённые к натуральному оттенки цветов. А у мастеров бабушек тапочки как будто в сказочных цветочках.
Нюансы закрепления нити.. Главное правило опытных вышивальщиц (чтобы вы не вышивали - обувь, картину, одежду) - никаких узлов. Нить закрепляют на ткани мелкими стежками в месте, где будет проходить вышивка или же с изнанки под вышивкой.
Как сохранить вышитую обувь и вышивку на ней... Надо просто помнить и представить, сколько труда , времени и души вложено в эту работу мастером, бережно обращаться с такой обувью, не допускать намокания.. Главное, чтобы реально оценить труд мастера, нужно пробовать самим что-то создать своими руками".
Я знаю, что сейчас, особенно в эти дни, Светлане нужна наша поддержка, поддержка исключительно моральная, поэтому очень Вас прошу – не скупитесь на слова восхищения – но ТОЛЬКО ИСКРЕННИЕ! А если не очень получается писать слова - просто "лайкайте", пожалуйста, чтобы Светлана поняла, как нам нравятся ее чудо-работы!
Вот что Светлана написала о себе в статье на тему "20 фактов о себе" :
"18. Болезнь .. и предупреждения! Я заболела... Борелиоз второй степени .. Поражение нервных окончений, суставов, боли.. Более всего борелиоз поразил мою правую руку, она как зацементирована, не согнуть даже пальцы Что я чувствую сейчас помимо болей, может понять только хендмейкер . Мастер без руки, как птица без крыла.. Остаётся только надеяться, что лечение поможет сдерживать развитие болезни. этот факт обо мне не для того, чтобы вы меня пожалели- нет... Пишу это , чтобы предупредить вас - берегите себя, свои руки. Не допускайте моей ошибки - укус клеща может быть причиной тяжёлых болезней!
19. Я сильная , я смогу, я верю.. Пока ты веришь в себя,ты планируешь свою жизнь... Мои планы- сделать тапочки в старинном стиле с вышивкой крестиком ,вышить покрывало в стиле мухуской вышивки и переехать в новый дом, где у меня будет своя мастерская, где я БУДУ..БУДУ ВЫШИВАТЬ!"
БЕЛКА, ВИВАТ!!!
И еще... Светлана, эта публикация - лишь повод "выманить-вымолить-выцыганить" еще Ваши комментарии и рассказы о вышивке и не только о ней!