Еще в незапамятные времена человек начал прикрывать наготу: кто-то полагает, что из-за стыдливости, но более вероятной причиной потребности человека одеться все-таки является изменение климата.
Но как бы там ни было, все равно первобытный человек имел в распоряжении либо шкуру зверя, либо крупные листья. И все это нужно было каким-то образом обернуть вокруг тела. Без складок и заломов явно не обошлось. Живописность и рельефность складок определялась талантом «шкуроносца». Наверное, «дизайнеры» тоже появились в незапамятные времена. Да и современный метод наколки наверняка корнями уходит в желание древнего человека не только согреть, но и украсить себя и свою жизнь.
С тех пор складки сопровождают нас повсюду: в одежде, в интерьерах, в искусстве. Есть даже специальное слово, обозначающее процесс изготовления складок и пришедшее из французского языка — драпировка (draperie).
Процесс драпирования сложный, требует терпения и специальных навыков. Видимо, поэтому обилие складок к началу ХХ века стало ассоциироваться с роскошью, пресыщенностью жизнью и смятением души перед надвигающимися переменами.
Прмерно так, как это описано в стихотворении М.Лихачевой:
Драпировки, полумрак, картины,
Свечи, звук последнего аккорда.
И в тени от бархатной гардины
Ты стоишь, расправив плечи гордо.
В мундштуке дымится папироса,
Длинная, как этот зябкий вечер.
И в бокале плавает без спросу
Блик луны. И даже он не вечен.
По спине открытой дрожь промчалась,
Чтобы меж лопаток затаиться.
Словно никогда не отмечалась
Линия чужой судьбы на лицах.
Выстрелы на улице в парадном,
Белый порошок на пальцах белых.
Никогда не стать хотя бы равным,
И не стать уже хотя бы целым.
Чёрная шинель, промозглый ветер,
За спиною стук копыт зловещий,
Драпировки, тайна на портрете:
Декаданс, по сути, просто вещи.
Но эти вещи, рожденные мыслью и воплощенные руками человеческими, не перестают вызывать чувство восхищения.
1. Изображение драпировок в искусстве
«Венера Милосская»
«Ника Самофракийская»
Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
Ж.Каро «Любовь с птичкой»
Т.Нефф «Портрет великих княжон»
Е.Базанова «Водопад драпировок»
Дж.У.Годуорд «Отдых»
П.Сезанн «Натюрморт с драпировкой»
Э.Флерова
Автор не определен
2. Драпировки в одежде
3. Драпировки в интерьере
Притягательность складок таится в игре света и тени, в струящихся изгибах полотна. Словом, если бы драпировок не было, их стоило бы выдумать.