"Когда я снова вернусь в школу...."
Так называлась книга, подаренная мне за отличную учебу в 3-м классе. Сложноватая, конечно, для детей, про молодого фронтовика, устроившегося в школу учителем. Но книги в ту пору были дефицитом, что уж нашлось, а весь ее пророческий смысл открылся мне позже.
Поступала я после школы на журфак Питерского университета, но одного балла не хватило, по настоянию мамы пришлось вернуться в наш город на филфак, все равно предполагая в будущем работать журналистом.
О работе учителем я впервые задумалась перед школьной практикой после третьего курса, как сейчас помню, ехали мы с подругой в электричке от Юрмалы до Риги ( отдыхали с ней там дикарем), и я вдруг увидела заманчивые перспективы в возможности воздействовать на молодые умы... Всегда мечтала иметь свою маленькую "паству", а тут за это еще и деньги будут платить!))
И размечтавшись, как много полезного я могу им дать, как это здорово - когда есть с кем делиться своими мыслями и открытиями, я уже с нетерпением ждала школьной практики.
Направили меня в 40 школу, и конечно же я блестяще провела свой первый урок в 4-м классе. Трясло, конечно, немного, впервые такая большая аудитория, но скрывая дрожь, я свободно ходила по классу, размахивала руками, сыпала цитатами и остротами, глаза детей горели, и, украдкой смыхивая слезу самоумиления, я понимала, что "нашла себя".
Когда прозвенел звонок, разошлись благодарные дети, я наконец-то повернулась к завучу школы, чтобы пожать заслуженные лавры.
- Неплохо, неплохо для начала, - сухо сказала она, - а где Ваш конспект?
- Какой конспект?
- Урока, конечно!
- А...план! Да дома, я же и так все помню! - радостно ответила я.
- Как дома?!!!! Вы что?!!! - как-то не по-доброму воскликнула завуч.
Полагая, что это маленькое временное недоразумение, я стала уверять ее, что долго готовилась к уроку, память у меня отличная, необходимости сверяться с планом нет.
Убив меня взглядом, молча, она удалилась.
Как-то так выходило, что я не аттестована и отстранена от педагогической практики... Умная, но беспомощная перед несгибаемой мощью системы мой университетский куратор попыталась меня успокоить и даже защитить, но...
Увы, я частенько пропускала лекции Бедняева по педагогике - не "резонировало", жаль было время, и поэтому не знала, что самое главное и святое на педпрактике - конспект урока.
О, как долго мне пришлось размазывать слезы и сопли в кабинете у завуча, как сытно, должно быть, подкрепилась она моим унижением...
Это теперь я со смехом ушла бы, или как шут поползла бы за ней на коленях, искренне, но глумливо подвывая:"Простите, дуру! Ну не знала я про конспект, больше никогда...никогда...."
До практики меня все же допустили, но о "5" уже не могло быть и речи. И это не оттолкнуло меня от школы, я продолжала мечтать о ней, и возвращалась туда еще три раза, бросаясь как на амбразуру.
В трех разных местах проработала я по году учителем русского языка и литературы, было и страшно, и весело, учитывая, что мне всегда давали самые сложные выпускные 8 классы и старше. До сих пор еще снятся кошмары, будто я преподаю, но сегодня.... Впервые за много лет приснился 10 класс, где я должна снова работать, и это не напугало меня, а наполнило забытым радостным предвкушением : "Боже, как много могу я им дать!,,.."