Мало, кто слыхал о древнем городе Смарагд, еще меньше тех, кому посчастливилось там побывать, потому что нет его ни в одном списке современных турагенств, и потому что не нанесен он ни на одну карту мира. Что же это за таинственный город?
...Удивителен город Смарагд - город, равных которому не сыскать нигде...
Никто вам не скажет, сколько ему лет, и когда он появился, но, окажись вы там, - вы сразу почувствуете его древний дух, которым наполнено все вокруг. Все здесь уникально и особенно: от домов и систем водоснабжения, от необычной одежды жителей и камней под ногами - до неба над головой, до ветра, и даже деревьев. И трудно облечь это обстоятельство в слова - его можно лишь ощутить, почувствовать, потому что старина эта проявляется не в ветхости, не в запустении, и не в увядании. Напротив: все здесь сияет ухоженностью, заботой и чистотой: подметенные ли улочки и дворики, начищенные ли туфли горожан, вымытые ли до полной прозрачности окна, побеленные ли в ослепительно белое стены домов. И, оказавшись здесь, вы не сможете сказать, что это за страна, какой сейчас год, и что это за эра или эпоха. Потому что Смарагд стоит особняком от всего мира, и, кажется, будто время здесь остановилось, будто само время над ним не властно - лишь свежий, живительный воздух, теплое солнце, изумрудно-прозрачные волны, ласкающиеся о ваши ноги, да непоседливый ветерок - вот истинные Властители города Смарагд.
Город этот расположился на небольшом островке, берега которого некогда омывали волны Зеленого моря. Горная гряда с незапамятных времен защищает его от сильных ветров и зимних морозов, а здешний климат всегда покорял гостей своей мягкостью и умеренностью.
Если посмотреть на город с высоты птичьего полета, то покажется, будто это сплошной лесной массив: со времен его основания было установлено правило, согласно которому крыши домов не должны возвышаться над деревьями, и правило это никогда не нарушалось. Лишь одному было позволено вознестись высоко в небо своими изумрудными шпилями и куполами - Главному Дворцу, который стоит на самом возвышенном месте, и к которому ведет дорога-серпантин, длиною в день.
Остальные дома города хоть и уступают значительно в размерах Главному Дворцу, но воображение гостей они поражают ничуть не меньше: столь причудливо, искусно и замысловато они построены. Что ж, думаю, пора поведать вам историю возникновения этого необычного города, и его главную особенность.
...Когда-то - когда люди, звери, и птицы говорили на одном языке - в одном изолированном от остального мира селении появилась девочка, больше всего на свете любившая цветы. В то время, как все жители этого небольшого селения занимались каждый своим нелегким делом, она собирала со всех уголков острова семена и корешки цветов, сажая их сначала у своего дома, потом за его пределами, потом дальше по улице, на соседних улицах, - пока через несколько лет вся местность не превратилась в один большой и прекрасный цветник. Трудно в те времена людям приходилось добывать себе хлеб. А девочке и горя было мало -знай, пропалывала себе цветы, да песенки все напевала. От зари до глубокой ночи могла она им петь, танцевать, да нашептывать что-то И хлеба ей не надо было - чем жила - только она знала.
На первых порах цветочное разнообразие в поселении было не слишком велико, но с годами разновидностей цветов становилось все больше, и больше. И никто не мог сравниться с этой девочкой, затем девушкой и женщиной в любви к цветам и заботе о них. И каждый цветок она звала по имени, и знала особенности и свойства каждого, знала, что они любят, и что их может погубить. Люди только диву давались - как ей это удавалось, и откуда получала она это знание. И имя ей дали - Целительница Цветов.
И однажды произошло чудо, навсегда изменившие жизнь людей целого островка. А стало это возможным потому, что растения вдруг начали плодоносить ... самоцветами.
Гелиотропы, гиацинты, гранаты, альмандины, жемчуга, змеевики, лунные камни, кораллы, лазуриты, оливины, нефелины, ониксы, рубины, родохрозиты, хризопразы, хризолиты, цитрины... созревали, наливаясь цветом, сверкая и сияя, всюду, куда ни кинь взгляд...
...Необычный урожай в тот год собрало местное население, - все отдала людям Целительница цветов. Не вполне еще они представляли ценность этих красивых камешков, но мысли о том, что отныне их вид деятельности может измениться, мало-помалу стали приходить в их головы.
Из камней стали делать первые украшения, всевозможную утварь, различные поделки - попервах - робкие и скромные, но затем все увереннее, сложнее, замысловатее - даже дома стали украшать самоцветами. И неудивительно: ведь цветы и деревья плодоносили каждый год. Бедное селение преображалось на глазах: оно росло, ширилось, облагораживалось, благоустраивалось и расцветало, вскоре превратившись в непревзойденный по красоте город, который получил имя Смарагд ( Изумруд ). На самом возвышенном месте, откуда открывался вид на целый город и на море, было решено построить величественный дворец, где смог бы жить правитель города. Прекрасный дворец, увенчанный изумрудными куполами и шпилями, был возведен, но, каким бы немыслимым вам это не показалось, правителя-добровольца так и не нашлось. Не было в этом необходимости. Все жили в достатке и благополучии, все были равны, и не было причин для зависти, соперничества, превосходства или притеснения. Смарагдцы отличались трудолюбием и ответственностью, во всем любили порядок и справедливость. Поэтому не было нужды в дисциплинарных или ограничительных мерах свыше - вот и жили они безо всякого управления.
Однако Главный Дворец не пришел в забвение. Там учредили Главную Сокровищницу, там собирался Совет, устраивались народные празднества, и приемы иноземных гостей.
Смарагдцы стали много путешествовать. Они обменивали свои изделия на неизвестные в их местности предметы обихода, материалы, приборы и станки, которых у них еще не было в хозяйстве, приобретая вместе с ними возможность осваивать новые ремесла.
А Целительница Цветов получила возможность пополнять цветочную коллекцию новыми видами и сортами, которые впоследствии рождали все новые и новые самоцветы. Цветы и камни зачастую получали схожие, созвучные и даже идентичные названия, и казалось бы странным, если бы было по-другому. Человеку несведущему нетрудно было запутаться во всех этих ботанических и минералогических названиях: хризантемум, хризопраз, хризолит, гелихризум, гелиптерум, гелиопсис, гелиотроп...
Было бы странным, если бы среди нескольких основных цветов смарагдцы не научились различать тысячи разнообразных оттенков и не давали каждому особое название. Никто из них теперь не назвал бы закат красным ( равно, как и багровым, или багряным); морскую волну синей, или зеленой, небо голубым, а землю серой, черной, коричневой или желтой. Описывая их, вам назовут сотни оттенков, родственных, но, все же, таких разных. И было бы странным, если бы, принимая все это во внимание, смарагдцы не стали величайшими в мире ювелирами и художниками.
Они прославились не только своими украшениями, но и потрясающими тканями, изготавливаемыми из цветочных лепестков, - легкими, как дыхание летнего бриза, как шелест падающих снежинок; нежными и тонкими, как рассветная дымка, простирающаяся над Изумрудной Долиной, как улыбка радуги после грозы; изысканными и чарующими, как рисунок на крыле бабочки, как таинственное мерцание на ночном бархате звездного атласа.
Они научились извлекать и сохранять ароматы цветов и других растений в виде эфирных масел; научились сочетать их в разнообразных комбинациях, добиваясь самых непредсказуемых и впечатляющих результатов, соединяя их с запахами моря, леса, лугов и гор.
К ним приезжали учиться. У них оставались жить, они всюду были желанными гостями. Каждое ремесло совершенствовалось на протяжении целых поколений, оно становилось фамильным делом и шлифовалось, доводилось до степени настоящего искусства.
Девочка, которая когда-то посадила здесь первый цветок и впоследствии ставшая Целительницей Цветов, пользовалась всеобщим почтением, уважением и вниманием - ведь это ей смарагдцы были обязаны всеми своими достижениями. Многие хотели бы видеть ее правительницей города, но когда у населения развито чувство самосознания, чести и ответственности, то и необходимость в правителях отпадает сама собой.
Она передала свое знание о растениях своим детям и внукам, те - своим, а те - своим, и так - в течении многих поколений на протяжении веков и даже тысячелетий, и никто никогда из другого рода, из другого дома или другой фамилии не стремился занять место Целителя Цветов, потому что понимали, что сухой практики не достаточно, и даже знание растений - ничто, если нет в тебе любви, способной побудить цветы плодоносить драгоценными камнями, и равную которой вряд ли можно найти в целом мире.
"Но неужели на них никогда не пытались напасть, не стремились захватить и ограбить?" - спросите вы.
Пытались. И неоднократно.
Ограбить Смарагд невозможно: украденные драгоценности за пределами острова превращаются в прах, воду и цветные леденцы. Лишь добрые, честные и благодарные люди могут увезти с собой камни - камни, которые им подарили хозяева города.
А вот захватить себя смарагдцы никогда не позволяли, хотя попыток было предпринято немало. Говорят, что после последнего, особо жестокого нападения, в результате которого погибло много жителей, сама природа взбунтовалась: остров сорвался с места и стал дрейфовать в океанских водах, постоянно меняя свое местоположение.
Поэтому, если после моего рассказа вы захотите посетить Смарагд и обратитесь за путевкой в какое-нибудь туристическое агенство, то вам с этим не помогут - ведь никому не известно местонахождение плавучего острова, и не найти его ни на одной карте мира.
Однако попасть туда все же можно - если намерения ваши чисты и безвредны,- проводниками вашими к древнему городу станут птицы. А за остальными деталями обращайтесь ко мне: я в курсе дел - я поддерживаю связь с Пирузой - нынешней Целительницей Цветов, а с ней у нас общий интерес - цветы.
Примечание: Пируза - "бирюза" (перс.)