Остров Бали в перечне так называемых спиритических мест мира занимает не последнее место. Местные жители ощущают незримое присутствие духов в зелени рисовых полей и пульсации водных потоков рек, в чаще лесов и в шуме волн, на которых без всякого почтения к внеземных существам дни напролет катаются атеистически настроенные серферы.
Элизабет Гилберт в своей книге «Есть. Молиться. Любить» дает балинезийским традициям по-американски рациональное объяснение: мол, если живешь на острове с действующими вулканами, волей-не волей начнешь верить во что угодно. Хочется, однако, заметить, что если бы все вулканы Бали в один день взяли и потухли, а жители разом отреклись от своих верований, остров мгновенно утратил бы львиную долю своего очарования.
И дело даже не в том, что с улиц исчезли бы сложенные из пальмовых листьев тарелочки с ежедневными подношениями духам, на которые во время прогулки то и дело боишься наступить, дело в уникальной атмосфере мистерии, которой, оказавшись на Бали, проникаются даже закоренелые материалисты. Религиозная система острова очень сложна для понимания иностранцев. К примеру, прежде, чем построить дом или купить землю местные жители зачастую советуются с шаманом на предмет того, не проживает ли в этой области злой дух. Также злые духи (или добрые духи, пребывающие в дурном настроении) могут быть повинны в том, что у ребенка вдруг испортился характер, урожай не задался, вулкан включился или кто-то в семье заболел.
Кажется, именно духи — истинные хозяева острова, на подношения им и всевозможные ритуалы жительницы Бали тратят каждый день около 60 % своего драгоценного времени. При этом религиозные ритуалы напрямую зависят от фаз луны и положения светил.