Сегодня хочу поделиться с вами, дорогие друзья, небольшой информацией о технике фриволите. Это, плетение кружева - техника, которую я очень люблю. Думаю, что среди вас есть поклонники изготовления украшений фриволите, и, наверняка есть те, кто с данным видом творчества и рукоделия незнаком. Но, тончайшие кружевные узоры не могут никого оставить равнодушным.
Фриволите (от фр. Frivole — пустой, легкомысленный) — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом.
Кружево фриволите применяется для отделки различных предметов одежды, для создания салфеток, украшения скатертей, покрывал и т. д. Также в технике фриволите можно изготовить различную бижутерию: серьги, браслеты, колье, броши, перчатки, маски.
По одной из версий, техника зародилась в восточных странах, оттуда (из колоний) попала в Англию, где получила значительное развитие. Те схемы, которые мы сейчас называем схемами "классического фриволите", были разработаны именно там. Есть мнение, что в то время кружево фриволите выполняли не челноками, а иглой, с помощью которой плели те же узлы, нанизывая их на иглу.
Техника "фриволите иглой" существует и сейчас. По этой версии "фриволите челноками" появилось в XIX веке. В европейской портретной живописи XVIII века можно встретить сюжет "дама с челноком", например, -
Queen Charlotte and her daughter By Benjamin West (1738-1820), Hangs in St/Jame’s Palace, London
Nattier Jean-Mars (D’Apres), 1685-1766, Mari-Adelaide de France, dite madame Adelaide, the Palace of Versailles
The Duchess of Albemarle By Sir Joshua Reynolds (1723-1792), National Gallery, London
В России челночное кружево было практически неизвестно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, нет ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. Кружева, представленные на тех портретах, это "французские кружева", выполненные в технике, которую сейчас называют "кружевом на коклюшках". Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени.
Первые упоминания о фриволите в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. В Россию кружево фриволите пришло, вероятно, из Франции, о чем можно судить по названию.
При работе в технике "фриволите иглой" узлы не "нанизывают на иглу", как написано выше, - это неправильное утверждение. Иглу используют вместо челнока. Делают петлю из нити и продевают в эту петлю иглу со вдетой в нее нитью. В результате получается узел. Вокруг нити, а не вокруг иглы.
Узелок за узелком, плетутся уникальные узоры. Приобретая украшения, выполненные в технике фриволите, вы получаете изделия, которые будут долго радовать вас и удивлять окружающих тонкой ручной работой мастера.