Лето в самом разгаре :) Наконец-то наступила пора пляжей, шорт, лёгких платьев и шоколадного загара! Кто-то уезжает в отпуск, кто-то замечательно отдыхает в родном городе или на даче, но многие мастера Ярмарки продолжают усердно трудиться и в эти жаркие месяцы. И, безусловно, большинство из нас отчётливо замечает летний спад в продажах. Конечно, есть какие-то уникальные товары, которые продаются в летний сезон особенно хорошо, но в этой статье мы с Ввми поговорим о среднестатистическом магазине, который, как мы знаем, летом как раз и испытывает нехватку в продажах.
Итак, для начала я предлагаю рассмотреть причину — почему? Можно долго и безуспешно биться о глухую стенку, если не понимать истоков проблемы. Почему же летом снижаются продажи? Попробуйте поставить себя на место вашего среднестатистического покупателя для понимания причины спада. Всё, что интересует покупателя — удовлетворить свою потребность в определённом товаре или услуге (даже если об этой потребности он ещё не знает). И у него совсем нет цели принести прибыль или убыток конкретно вашему магазину. Иными словами, он не хочет вас обижать. Вот и вы перестаньте обижаться за его летнюю пассивность. Вы должны начать за него бороться!
Рассмотрим главные причины летнего снижения продаж на Ярмарке Мастеров:
В менталитете народов бывшего советского пространства существует прочная связь «лето-огород-отпуск». И разрушить её, пожалуй, не в силу уже никому :) Приехав на любимую дачу/курорт, мы забываем о многих ежедневных вопросах и чаяниях, и уж тем более нам некогда сидеть и делать покупки в интернете (а из заграницы это делать ещё и весьма проблематично).
Но дачи есть не у всех и не все люди страстные любители садов-огородов, и тогда ситуация приобретает другой оборот: посреди постоянной и вездесущей летней жары — в городской квартире, офисе, на улице, мы, опять же, стараемся сократить до минимума количество ежедневных дел. Мысли текут медленнее и в одном направлении — отдых, прохлада, сон. Каждый новый раздражающий фактор воспринимается нами негативно. Не хочется делать ничего :) И в такой вот обстановке встать с любимого дивана после продолжительно жаркого дня, чтобы купить что-то в интернете — это, своего рода, подвиг :)
Загрустили, дорогие мастера? Не вешаем нос, читаем дальше...
Какой можно найти выход в такой ситуации? Лучший выход — перестать искать виновных, улыбнуться, и начать предлагать ваши работы правильно, задумываясь о желаниях покупателя и не забывая, конечно, о своих :) И пусть лето станет жарким сезоном продаж!
На Ярмарке Мастеров я достаточно молодой мастер, но за это время у меня появился кое-какой опыт по увеличению продаж летом, которым я хочу с вами поделиться. Уверена, что кому-то он окажется полезен.
- «Готовь сани летом». Эта пословица должна, как навязчивая идея, возникать в вашей голове уже в марте-апреле (сейчас этот пункт уже актуален на будущее). Весной необходимо вспомнить о том, что лето близится, и уже начинать делать приготовления. Здесь вам помогут активные публикации, заметки в блоге, новые работы в магазине. Делать скидки и распродажи не только рано, но и опасно. Люди могут впоследствии принять Ваши летние акции за «продолжение весеннего банкета» и пройти мимо. Но составить план мероприятий на лето сейчас самое время. Это могут быть интересные идеи акций, розыгрышей, конкурсов, скидок, бонусов. Обращайте внимание на акции магазинов в нашей повседневной жизни — сейчас так много предложений (посмотрите сколько смс о разных акциях приходят вам на телефон), идей, которые вы можете доработать и смело применить к своему магазину.
- «Попробуй ты походить в моих ботинках». Однако, мы с вами уже в третьей декаде июня и говорить о весне несколько поздновато. Если вы уже, вдруг, осознали что сейчас июнь, продажи падают, а ещё ничего не подготовлено и хочется кричать «шеф, всё пропало», не спешите падать духом. Дорогу осилит идущий. Самое лучшее средство, которое поможет вам вернуться в рабочее настроение и укажет верное направление для действий — это движение. Да-да, именно движение. И пусть во многих публикациях уже 100 раз об этом повторяли, я повторю 101. Дорогие мастера, движение — это жизнь! Жизнь в первую очередь на Ярмарке. Поймите, что продажи падают (или не появляются) не из-за того, что у вас плохой магазин, а просто потому что вы, сидя в своей маленькой норке, совершенно не даёте людям о себе узнать. Попробуйте примерить на себя роль активного жителя Ярмарки, и вам откроется совершенно новый мир. Сейчас, вспоминая себя год назад, я поняла как много потеряла, сидя в своем магазине! Благодаря тому, что я стала открываться людям, не боятся высказывать свое мнение, восхищение, протест, у меня появилось много друзей — мастеров, которые, сами того не ожидая, стали и моими покупателями.
- «Мне тебя не хватает». Привлечь внимание пассивных «летних» клиентов довольно непросто. Люди уже отвлеклись, а вы стараетесь их вернуть. Но нет ничего невозможного. Для умниц, которые «приготовили сани» весной (пункт 1 смотри выше) это сделать легче, так как они создали определённую «подушку», четко распланировав для себя летний период. Тем кто этого не сделал будет несколько сложнее, но, тем не менее, все будут пытаться привлечь внимание к своему магазину. Прежде чем устраивать акции и распродажи, попробуйте привлечь внимание клиентов новинками. Смастерить что-то, на что раньше не хватало времени, сделайте что-то оригинальное и интересное и напишите об этом в блоге. Таким образом вы повысите шанс привлечь к себе внимание людей.
- «Налетай, торопись…». Теперь, когда вы начали привлекать внимание к себе и своему магазину, можно начинать непосредственно продажные мероприятия. Нужно соблюсти два условия. Во-первых, старайтесь сохранять оригинальность. Конечно, «скидка 10% на всё» — это тоже акция, но она не вызывает живой заинтересованности и смотрится довольно обыденно. Я, как покупательница, видя такое объявление, сразу понимаю, что у Мастера просто тугие времена, и это не добавляет мне интереса. Так много всего интересного, что выглядит и является более оригинальной альтернативой стандартным скидкам! Придумывайте любые дополнительные условия, которые будут похожи на игру. Например, объявите, конкурс на самое весёлое летнее фото или дайте хорошую скидку на каждую первую покупку дня/трех дней/недели. Это уже какое-то соревнование! И не бойтесь дарить подарки просто так или за покупку товара на определенную сумму, снижать цены и представлять бонусы — всё вернётся сторицей.
- «Кто не успел тот опоздал». Обязательно ограничивайте ваши летние акции по времени проведения. В этом ключ к тому, чтобы начать продавать уже сейчас. Устраивайте дневные, недельные акции. Заставляйте покупателя спешить совершить покупку, не давайте ему шанса подумать: «Ух ты, неплохая вещица! Так, скидки до конца августа вот приеду из Сочи и обязательно куплю». Нагоняйте ажиотаж это всегда весело и выгодно как для покупателя, так и для мастера.
- «В тесноте, да не в обиде!». Объединяйтесь. Вы не одни сталкиваетесь с проблемой летнего падения продаж, а вместе всегда легче решать проблемы, чем поодиночке. Создавайте совместные акции, притягивайте к своим розыгрышам других мастеров, сами проситесь и залезайте в мероприятия других мастеров. Вместе мы сила Если один творческий человек способен сделать многое, то группа творческих людей непобедима. Работа в группе в нашем случае создаёт эффект синергии общий результат будет значительно выше, чем результат каждого её участника по отдельности. И дело не только в наличии совместных акций работая в команде, вы непроизвольно, но регулярно получаете зарядку энергией от активных участников, а так же (что немаловажно!) лёгкие «мотивирующие пиночки». Вы видите, как кто-то в группе стартует новое мероприятие, и этот факт подгоняет вас так же стартовать. Быть участником группы по интересам это замечательно!
- «Дела давно минувших дней…». Вспомните о покупателях, которые когда-то что-то у вас покупали. Помните, как им понравилась ваша работа/общение/оформление магазина? Сейчас самое время напомнить о себе! Не надо писать «привет, как ваши дела? Что-то я вас давно не видела в своём магазине…». Дайте людям приятную конфетку, которая вновь освежит их позитивные воспоминания о вас предложите им поучаствовать в ваших мероприятиях, предоставьте «скидку лояльности» старому клиенту, вытаскивайте их, радуйте их, и они, непременно, ответят Вам взаимностью!
- «Вчера были большие по пятнадцать, а сегодня маленькие, но по пять». Экспериментируйте с ассортиментом вашего магазина, корректируя его по летнему сезону. Если это возможно, меняйте свои изделия соответственно сезону. Не бойтесь распрощаться с изделиями старой коллекции. На изделия, например, холодного сезона сделайте отличную скидку от которой просто невозможно отказаться так у вас появится шанс дополнительно заработать, а так же расчистить полки для новых творений!
- «Вне зоны доступа мы не опознаны...». Задумайтесь над тем, что ваши работы плохо продаются только потому, что у вас слишком мало способов оплаты. Представьте, вы уехали на дачу или заграницу, а у мастера, работа которого вам очень понравилась, всего 1 способ оплаты перевод на карту Сбербанка, и вам сейчас совершенно неудобно это сделать. Многие, постеснявшись спросить о возможности оплаты другим способом, добавляют товар в избранное до лучших времён. Стоп! Нас это не устраивает! Нам некогда ждать, когда человек приедет из отпуска или с дачи и вспомнит об отложенной вещице. Нам нужно продавать сейчас. Поэтому максимально тщательно изучаем различные способы оплаты вашего товара и расширяем возможности! Сейчас самое время!
- "Добро делай, а про себя не забывай...". Постарайтесь летом отдохнуть. Да, дорогие мастера, просто отдохнуть. За этой гонкой с продажами не забывайте, пожалуйста, о себе. Ведь где же нам, творческим людям, черпать энергию, если вы будете сами выжаты, как лимон. Всё нужно делать с позитивом, с душой, в хорошем настроении, а только отдохнувший мастер способен на проявление этих эмоций. Поэтому я искренне и от всего сердца желаю вам не только мега-продаж, но и хорошего отдыха! Будьте такими же яркими, как это жаркое, но весёлое время года солнечное лето!
На Ярмарке Мастеров мы все как дети — кто-то только родился как мастер, кто-то совершает первые шаги в своём творчестве, а кто-то совсем уже большой и состоявшийся мастер. Но нас всех объединяет огромное стремление расти и учиться :) Любите своих клиентов, балуйте, ведь Ярмарка Мастеров — это одна большая семья, целая Вселенная! А все знают закон Вселенной — отдавай с чистым сердцем и воздастся тебе вдвое :)
Если вам понравилась моя статья, я буду весьма благодарна за её поддержку. Для этого достаточно поставить «мне нравится» и выразить в комментариях своё мнение. Спасибо!
С теплотой, ваша Солнечная Алёна!