"Делай добро и бросай его в воду…" Именно так жила гомельская княгиня Ирина, любимица города и всей Белоруссии. Красавица, меценат и просветитель, замечательный организатор и одна из умнейших женщин своего времени.
Когда у Ирины выдавалась свободная минутка, она вышивала. И картины получались столь же изысканны, как и она сама.
Гомель. Второй по величине город Белоруссии. Удивительно чистый и упорядоченный. Здесь Вам обязательно расскажут о партизанской славе, обороне в 1812-м и 1941-м годах, покажут заводы и новостройки.
И все же самую большую любовь жителей города завоевали не военачальник Румянцев, не его преемник Паскевич, а милая, изящная женщина, последняя гомельская княгиня Ирина.
Прекрасная Ирина
Она родилась в одной из самых блистательных семей России в средине 19 века. Папа – граф Воронцов-Дашков, неутомимый танцор и шутник. Мама – знаменитая светская львица Александра Нарышкина. Она была прообразом в романе Тургенева, музой Некрасова и Лермонтова. Пушкин гостил у Нарышкиной, любезно целуя ручки и читая самые свежие свои стихи.
В семье родилось двое детей – мальчик, ставший потом генералом, и прелестная девчушка Ирочка. К 16 годам она выросла в юную красавицу, покорительницу сердец.
Соседями Воронцовых-Дашковых в Петербурге была не менее известная семья полководца Ивана Паскевича. Родители дружили, а дети - Ира и сын Паскевичей Федор – обвенчались. 17-летняя Иринка стала княгиней Паскевич.
Молодая семья поселилась в центре Петербурга. Жили довольно замкнуто и скромно, не слишком увлекаясь светскими развлечениями. Ира создала театральную студию и сама играла в ней. Федор занимался коллекционированием старинного оружия.
Умница Ирина
Через три года скончался свекор, Иван Паскевич. Ира и ее муж стали наследниками огромных поместий. Среди них – половина города Гомель, с усадьбой и парком. А всего в Гомеле у Паскевичей было почти 90 разных хуторов и фольварков, дач, небольших имений.
Образованная княгиня Ирина занималась переводами. Первой в России она изложила "Войну и мир" на французском языке. А затем перевела произведения Толстого на венгерский, английский, польский, голландский, турецкий языки. Ими княгиня владела в совершенстве.
Благотворительница Ирина
Все реже выезжала в Петербург молодая пара. Все больше интересовали Иру дела ее Гомеля.
Список сделанного Ириной Паскевич для города огромен! Полвека она занималась образованием и медициной, строила школы, училища, учреждала стипендии. Благодаря княгине Ирине десятки, сотни детишек освоили грамоту. Сироты и бедняки каждый месяц получали пособия от "княгинюшки".
Все малыши города в Рождество сбегались к гроту в парке Пасевичей. Здесь им раздавала подарки сама Ирина.Своих же детей у семьи князей не было.
Однажды Ирина увидела на улице мальчишку, торгующего пирожками с маком. Разговорились. Бойкий мальчуган Абраша Брук мечтал учиться и стать врачом. Ирина взялась опекать его, а затем отправила учиться лекарскому делу в Швейцарию. Оттуда Абраам Брук вернулся прекрасным глазным врачом, одним из лучших в Российской Империи. Поселился он в Гомеле, работал в клинике, построенной княгиней, жил в доме, который она ему подарила. В глазную лечебницу Гомеля съезжались из всей России.
Ирина построила также гинекологическую клинику, дом престарелых, множество больниц. Во многих из них лечение было бесплатным.
В 1903 году умер муж Федор. Овдовевшей хрупкой Ирине было уже 68 лет. Но энергия ее была неистощима!
Великая хозяйка Гомеля занималась развитием промышленности. На одном из предприятий Паскевичей, писчебумажной фабрике, впервые в России учредили 8-часовой рабочий день. Рабочие заводов получали жилье, медицинскую помощь, всяческие пособия.
Княгиня выделила огромные средства на обустройство водопровода в Гомеле. Построила каменное здание мужской гимназии. Организовала музыкальный салон для детей. Помогала неимущим девушкам – давала им приданое. Причем не подушки-перины, а швейные машинки.
Искусница Ирина
Когда выдавались свободные минутки, Ирина вышивала. Работы княгини выставлялись в Москве, были удостоены наград. Мастерица Ирина обучала вышивке молодых барышень, организовала специальные курсы.
В Гомельском дворце сохранилась только одна вышивка Ирины. Авторство не доказано, меток на работе нет. Но историки уверены – именно из рук княгини родился изысканный пейзаж, вышитый шелком по шелку.
Фотографию работы по моей просьбе любезно предоставила дирекция Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Согласитесь, она великолепна! Такое тонкое, кропотливое исполнение я раньше видела только в музеях восточного искусства.
Смиренная Ирина
Начался суетный 20-й век. Грянула Первая мировая. Стараниями княгини в Гомеле открылись госпитали, бесплатные столовые для беженцев. Ирину в ее имении навестил сам император Николай ІІ, благодарил за все сделанное.
И снова великие перемены – революция 17-го года. К Ирине пришел совет народных комиссаров. Она без возражений передала все имущество новым властям. А сама переехала в небольшую комнатку, навсегда оставив свой дворец. Историки доказали, что жила Ирина вот в этом стареньком домике.
В имении открыли музей. Но с каждым годом его обстановка все беднела. Сокровища вывозились в столичные коллекции, многое бесследно "потерялось" по дороге. А то и просто: зайдет в музей посетитель - и нет серебряной ложки.
Ирина принимала лишения смиренно, прощая своих обидчиков. Маленькая, сухонькая, всегда в черном или темном платье с белым кружевным воротничком, она была больше похожа на горничную, чем на сиятельную княгиню.
Ирина прожила долгую жизнь в 90 лет. Похоронили ее без всяких почестей, в простом черном гробике у собора Петра и Павла в Гомельском имении. В советские времена про Ирину вспоминать не желали – слишком не вписывался ее образ в представления об угнетателях.
Сегодня память о "нашей Иринушке" постепенно возрождается. Ее именем названа улица, портреты княгини пишут лучшие художники Белоруссии. Прекрасная Ирина делала добро так же естественно, как дышала или говорила.
"Делай добро и бросай его в воду…" Может, это и есть главное из искусств?
За помощь в подготовке материала благодарю Черниговский исторический музей имени Тарновского – организатор туров "Дорогами родного края" и администрацию Гомельского дворцово-паркового ансамбля.