О ткани со своим рисунком хотя бы раз думал каждый, кто занимается пошивом, не зависимо от размеров собственного дела.
Традиционное прошлое
В недалеком прошлом, когда рисунок на ткань наносился только традиционным способом, позволить себе изготовление собственной ткани могли только крупные предприятия. Трафаретные способы печати, требовали большого метража. Только так можно было оправдать расходы на изготовление прямоугольных матриц или цилиндров. Смысл традиционной печати не изменился со времен древнего Египта. Для каждого цвета готовится своя отдельный трафарет. Сколько цветов запланировано в рисунке, столько матриц придется изготовить. Не смотря на то, что трафареты уже давно не деревянные и не режутся вручную, средняя стоимость матрицы одного цвета в Европе около 250 евро и если вспомнить, что в хорошем рисунке от шести до двенадцати цветов, то становится понятным, почему запуск собственного рисунка стоил так дорого. Чтобы изготовить пробный купон ткани перед запуском модели, производствам приходилось идти на все эти траты вне зависимости от того, пойдет ли потом рисунок в печать или нет.
Digitalprinting- компьютерная печать на ткани.
То , что произошло в текстильной промышленности в последние годы, можно сравнить только с изобретением самого ткацкого станка. Мир плавно перешел от традиционной к компьютерной печати. Около двадцати лет назад мы с недоверием рассматривали первые образцы рисунков на ткани , нанесенные с помощью компьютерных технологий. Рисунок был слегка расплывчатым, цвета выглядели непривычно, и казалось, что у этих проб нет будущего. Прошли годы и вот уже специалисты с трудом различают ткани напечатанные тем или другим способом и, часто, не по самому рисунку, а в основном по его обратной стороне. Единственное , чем теперь отличаются два способа нанесения рисунка на ткань –это чуть более слабое проникновение краски на обратную сторону материала в некоторых видах ткани при Digital printing.
Компьютерная печать, которую еще называют Digital printing , Ink Jet printing, это технология, позволяющая печатать на ткани, примерно, так же, как на обычной бумаге. Печать на синтетических тканях достаточно проста и имеет короткую технологическую цепочку. Печать на натуральных материалах сложный профессиональный процесс. Его отличие в подготовки ткани к печати и в способах печати, а также в использовании красителей для разных видах ткани, промывка , закрепление, придание ткани нужного вида, то что часто называют финишной обработкой и сушка. То есть не достаточно поставить просто принтер по текстилю, нужна целая линия технологических процессов.
Напечатать пять метров
Стоимость одного метра ткани в Digital printing не зависит ни от количества цветов, и, в целом. даже от количества метров, изготовление пробного купона технически занимает несколько часов, а конечная цена ткани для заказчика зависит от вида самой ткани и метража, который нужно напечатать.
Минимальный метраж для печати - это теперь лишь вопрос финансовой и организационной политики фабрики: есть небольшие производства, которые согласны напечатать и пять метров ткани, есть индустриальные гиганты, для которых метраж до 300 метров просто не интересен. Обсуждая с производством метраж, очень важно уточнить, что они имеют ввиду называя свой «минимум метров» . Очень часто, это количество метров для одного рисунка. Если производство, называет минимум в 100 метров ткани одного вида, согласится ли оно напечатать пять рисунков по двадцать метров каждого или будет строго придерживаться политики все сто метров- один дизайн? Если это один дизайн, согласятся ли они печатать его цветовые варианты в этом метраже или будут считать любое изменение цвета новым дизайном? Здесь общих правил нет и нужно с самого начала все точно обсудить.
Не смотря на то, что в компьютерной печати процесс для запуска нового рисунка гораздо проще, чем в традиционной печати, фабрике все равно приходится проводить дополнительные цветовые пробы при переходе от одного рисунка к другому , это временные и материальные затраты, которые производство пытается учесть в цене.
Особенно, эти пробы могут быть многочисленными при печати на натуральных тканях, например, шелке, шерсти. Чаще всего, если тираж превышает двести метров, а вариантов рисунка немного, производство делает lap dip – цветовую пробу бесплатно. Если общее количество ткани невелико, то за пробы вам придется заплатить отдельно.
Цвет без ошибки
Отдельно идет сложная работа по достижению запланированного цвета. Казалось бы все достаточно просто. Изображение , готовое к печати представляет собой компьютерный файл в растровом формате, чаще всего Tiff в системе RGB, но когда художник готовит файл на своем компьютере, он ориентируется на его экран. Цветопередача всех монитор разная, и то, как монитор отображает цвет , часто не соответствует действительности. В результате, ткань по цвету отличается от исходного рисунка на экране. Чтобы этого избежать, особенно , когда фабрика и заказчик находятся на удаленном расстоянии, , делают разметку рисунка, указываая номера основных цветов по системе Pantone TPX. Последние три буквы очень важны. У Pantone несколько цветовых систем . но текстильщики пользуются именно этой. Получив Ваш файл сотрудник фабрики, увидит свой вариант цветов, но ориентиром для печатных проб для него будет не картинка монитора, а Ваша разметка цвета.
Много хитростей и тонкостей существует и в подготовке самого файла к работе. Цифровая печать не ограничивает нас в использовании цветов, не заставляет строить раппорты заданных величин, она дает полную свободу в придумывании изображения, требуя только одного: чистого и точного файла, в котором правильно были выстроены предшествующие слои, внимательно стерты все случайные элементы и не использованы лишние эффекты Photoshop. При подготовке изображения, нужно обязательно учитывать на какой вид ткани оно будет наноситься. Один и тот же паттерн иногда нужно слегка изменить, если он будет нанесен на шерсть и на шелк с учетом, как каждый материал поглощает цвет и воспроизводит линии. Digital печать позволяет нанести рисунок на тысячи основ.
Где печатать
Нанести рисунок на синтетическую т или смешанную по составу ткань, не составляет особого труда, особенно в небольших количествах. В России достаточно много производств освоивших эти технологии. Чуть труднее выпустить натуральный шелк хорошего качества печати и ,практически, невозможно нанести рисунок на шерсть. Производств , которые печатают на шелке у нас немного, они все сосредоточены в Москве и Подмосковье и пока уступают по качеству зарубежным аналогам, но быстро развиваются.
Печатать свою ткань за рубежом не так трудно, как кажется с первого взгляда. Печатное производство можно найти на ежегодных текстильных выставках, которые проходят в нашей стране или в интернете. Особым доверием к качеству пользуются итальянские фабрики, находящиеся в районе Como. Исторически Комо всегда был районом высокого текстиля и расположенные там производства по-настоящему профессиональны.
Как правило, хорошая фабрика проверяет присланные ей файлы и, если находит недочеты, сообщает Вам или исправляет их сама за доплату. Чтобы доставить ткань, вам достаточно обратиться к компаниям, занимающимся логистикой, часто их подсказывает сама фабрика. Они возьмут на себя все хлопоты по отправке заказа на фабрику, его оплате, доставке и таможенному декларированию. Оплата обычно производится в несколько этапов. При заключении договора, а чаще и без него просто по выставленному счету, в котором указаны сроки исполнения, оплачивается 30 процентов суммы , а ее остаток, когда фабрика сообщает, что ткань напечатана и готова к отправке.
Свой рисунок ткани –это визитная карточка любой коллекции, прямой путь к хорошим продажам. Сегодня покупателю не достаточно хорошей посадки, удачного силуэта, он хотел бы найти что-то необычное, цвет , о котором мечтал, рисунок , не укладывающийся в привычные схемы. Если у вас получается видеть эти потребности, смело выпускайте свою ткань.
Александра Калошина
Основатель группы текстильных компаний «Solstudio»