Может Вы думаете, что фигурку из стекла мы делаем по форме, или может у нас стоит автомат и выливает стекло в формочки. Нет! Все наши произведени – фигурки из стекла, статуэтки, цветы, композиции и другие изделия – это все творения рук человеческих! Никакие машины, автоматы, формы, прессы и т.д. при изготовлении не используются. И в нашем 21 веке пока еще не придуманы технологии, чтобы машина смогла произвести такую, на первый взгляд, несложную конструкцию из стекла. Но, как видите, мы можем с уверенностью сказать, что занимаемся очень сложным делом.
А теперь смотрите, сколько шагов надо сделать, чтобы наши произведения попали в Ваши руки:
1 – сварить стекло (нужного цвета, диаметра и состава)
2 – сформировать стеклодрот (это такие стеклянные палочки)
3 – изготовить фигурку
1. Сварить стекло. Когда к нам на производство приезжают впервые наши клиенты, знакомые и друзья мы на этот вопрос отвечаем просто: «Стекло мы варим как борщ, только вместо кастрюли – печь, а вместо овощей – разное сырье». Вот как в борщ, засыпаем все в кастрюлю вечером, а на утром у нас кипящее, свежее, готовое стекло в печке. Конечно, сварить стекло – очень сложный процесс, который зависит от многих факторов, например, материалов, которые мы используем для этого, технологического «рецепта» для стекла, подготовки сырья (шихты) к засыпке в печь, соблюдения всех технологический требований (температуры в печи, давления и чистоты газа, сроков варки и т.д.), конструкции и типа печи и многого другого.
2. Стеклодрот – это промежуточные сырье, которое мы производим для того, чтобы потом из цеха-печи оно попало в цеха-малых форм для производства непосредственно фигурок. Выглядит стеклодрот как обычные круглые стеклянные палочки разных диаметров и цветов, длиной около 40 см. Диаметр этих палочек от 1 до 3 см. Как их делают?
У нас в печи варится стекло. При температуре 1400 градусов по Цельсию. По консистенции похоже оно в этой температуре на вулканическую лаву или густой мед. И вот утром наши стеклодувы открывают дверь в печь, и длинной металлической палкой под названием наборная трубка накручивают 2-3 кг этой массы стекла. Набрав стеклянную массу, к ней прицепляют еще один такой держак (трубка-лепка), и уже вдвоем мастера растягивают эту массу, идя в противоположные стороны друг от друга на метров двадцать. Если уменьшить это расстояния получим стеклодрот большего диаметра. В итоге, масса быстро начитает остывать и формирует длинную палочку стекла. После ее разделения на куски длиной около 40 см мы получаем палочки разного диаметра. А разрезать горячее, только что остывшее стекло оказывается очень просто – надо капнуть обычную воду в нужном нам месте, что приведет к созданию посечки/трещиня в этом месте. Из-за разных температур стекло сразу трескается в нужном нам месте. А потом отбиваем по трещине любым твердым предметом для практически разбития стелодрота. И вот так мы эту длинную десяти метровую палочку нарезаем на короткие палочки. Это и есть наш стеклодрот.
3.Ответим на другой вопрос «Как сделать?». Вот тут и требуются и художественное видение, и умение мастера, и пропорции, и цветовое решение, и специально оборудованные место мастера и т.д. И это все надо применить сразу, потому что подправить, переделать какую-то деталь практически невозможно! Начиная производство каждого изделия, мастер должен следовать определенному технологическому алгоритму. Нельзя, например, сделать зверушку, а потом вспомнить, что Вы хотели сделать ей бант на ушке или цветок в лапке, и вернуться к этому месту, чтобы продолжить производство. Все детали надо делать по конкретным этапам, не забывая постоянно прогревать изделие со всех сторон равномерно. Иначе одна сторона изделия охладиться, и изделие треснет.
А причиной этому служит свойство стекла нагреваться и достаточно быстро остывать, кристаллизироваться. Поэтому, нагревая изделия повторно на температуре 700 градусов Цельсия, его кристаллическая форма не выдержит повторного нагрева. Кроме того, все рабочее места наших мастеров оборудованные специальными газовыми грелками, позволяющими работать на высоких температурах.
Основные стадии в нашем производстве:
Нагрев стеклодрота. На этой стадии производства фигурки мастера прогревает на грелке стеклодрот. Температура плавления стеклодрота около 700 градусов по Цельсию.
Формирование основы. Стадия, когда мастера, использую определенные инструменты (щипцы, ножницы, лопатки и т.д.), формирует первый элемент изделия. Важно помнить об алгоритме производства изделия. Иногда, производя сложные виды – например композиции, цветочные деревья и т.д. – производство изделия делиться на производство несколько отдельных изделий, которые потом спаиваются одно с другим.
Прилепы– это технологическая операция, которая предвидит спаивание двух отдельных деталей изделия. Предварительно в местах прилепа одна и другая делать должна быть разогрета до пластического состояния. Такая операция применяется практически во всех наших изделиях неоднократно. При ее помощи, например, к туловищу зверушек прицепляются ножки, хвостики.
Отрезы - технологическая операция, при помощи которой путем обычного отрезания лишнего стекла, происходит формирования нужного объема и длины детали изделия. Таким образом из стелодрота отрезается нужная масса стекла для дальнейшей работы. Производятся отрезы промышленными ножницами с нужными углублениями.
Формировочные элементы– операции, которые мастера используют для формирования из стекломассы готового изделия. Обычно используют такие формировочные элементы: вытяг, накрут, надрезы, точечная формировка и прочее. Интересным элементом является накрут – это метод соединение двух и больше стеклодротов (обычно разных цветов). Сначала на один прогретый слой стеклодрота, нак называемую основу, накладывают один и больше разноцветных стеклодротов, также прогретых до нужной температуры. А потом мастер накручивает круговыми движениями эту массу стекла вокруг ее оси. Таким образом, получается в итоге полосатые разноцветные эффекты. Примеры таких накрутов Вы часто можете встретить на наши изделиях – панцырь черепахи, одежда Художника, уткочка.
Дополнительное декорирование– в своем производстве мы используем дополнительные методы, элементы и т.д., позволяющие достичь нужной художественной цели. Часто используем стеклянную крошку, порошок, метод накрута и прочее. Использованием стеклянной крошки, например, мы добиваемся эффекта пятнистости.