Совсем по-другому складывалась жизнь Гогена. Поль Гоген родился в Париже, но детство его прошло в Перу в зажиточной семье родственников его матери. Безбедная жизнь, открытые просторы, душевная чистота перуанцев, примитивная культура сформировали его как человека, а в последствии и как художника. В 17 лет он бросил школу и записался на судно помощником лоцмана и в течение 7 лет бороздил моря и океаны, повидал страны, практически на всех континентах. Одна восточная поговорка гласит: «Не говори мне, сколько ты учился, скажи, сколько ты путешествовал». Ведь ни что не обогащает человека так сильно, как путешествия. Вернувшись в Париж, Поль Гоген, был силен духом и телом, скитания закалили его, он умел прекрасно ладить с людьми, обладал харизмой и изворотливым умом. Физический труд на корабле развил его тело, а постоянные стычки с матросами научили прекрасно владеть холодным оружием и дать отпор любому обидчику. После смерти матери его опекун устроил Поля на биржу брокером, где он делает прекрасную карьеру. Природная смелость помогает ему идти на рискованные ставки, следуя своей интуиции. Он часто выигрывает. Клиентура растет. И вот Поль Гоген уже состоятельный буржуа, живет в большом доме, в хорошем районе Парижа, женился на датчанке Метте, у него пятеро детей. Но чего-то не хватает, свободы, искренности, отсутствия цивилизации. Его тянет назад, в Перу, в детство, проведенное на воле. Спасение приходит неожиданно, когда в семье его опекуна, где все увлекаются живописью, ему дают в руки краски и кисти. Живопись становится той отдушиной, куда Поль может излить весь свой горячий темперамент. Он начинает очень робко, картины Гогена выполнены очень старательно, в классической манере и бежево-коричневых тонах, как того требовала мода тех времен.
Груши и виноград 1875 г.
Вышивальщица или Метте Гоген 1878 г.
Георгины и пионы в синей вазе 1876 г.
Со временем живопись захватывает его полностью. Если раньше он уделял ей только воскресные и праздничные дни, то теперь он с нетерпением ждет выходного, когда он может оставить постылую биржу и предаться своей страсти. Увлекшись живописью слишком сильно, он не заметил изменений, произошедших на биржевом рынке, происходит обвал акций. Он терпит крах на бирже. Жена забирает детей и уезжает в Данию к своим родителям. По неизвестной причине с Гогеном остается только один ребенок — Кловис. Дом и все имущество идет с молотка. Поль думал, что живописью он сможет зарабатывать столько же, если не больше и сможет вернуть семью. Об этом он постоянно пишет в Данию своей жене. Но картины не продаются, ему приходится подрабатывать расклейщиком афиш, чтобы как-то прокормить ребенка. В конце концов он устраивает Кловиса в пансион, который оплачивает его младшая сестра. Он банкрот, но Гоген упорно не хочет верить в это. К этому времени палитра Гогена меняется, становится узнаваемой.
Женщина с манго на голове на Мартинике 1887 г.
Четыре Бретонских женщины 1887 г.
Кловис 1886 г.
Чем занимается разорившийся мужчина, оставленный семьей? Алкоголь, ночные похождения по борделям, веселые пирушки с друзьями-художниками и вот Поль Гоген практически нищий. Спустив по дешевке свою коллекцию картин импрессионистов, он выручает достаточно средств, чтобы уехать из Парижа. Сначала живет на Мартинике, затем в Панаме, работая по 10-12 часов землекопом на строительстве Панамского канала. Там он сильно заболевает лихорадкой. Возвращается во Францию, живет в Провинции Бретонь и пытается скопить денег на новую поездку на Таити, где он чувствует себя столь полноценно. Гоген считает, что слава вот-вот настигнет его, а с ней придет и безбедная жизнь. И тогда он докажет своей жене, а с ней и всем ее датским родсттвенникам, что он был прав, когда бросил работу на бирже. Ведь он уже дважды участвовал в выставках импрессионистов, которые еще назывались «Салон Отверженных». А после последней выставки Поль получил хорошую рецензию от одного известного критика. А впереди еще одна авторская индивидуальная выставка и он сможет уехать. Там, на Мартинике его жизнь, и туда он должен попасть любой ценой.
Он обращается к Тео Ван Гогу за поддержкой и Тео соглашается выплачивать ему пособие в 150 франков, но с условием, что Гоген переедет в Арль и будет жить с его братом Винсентом под одной крышей. Кроме этого Гоген должен отдавать Тео Ван Гогу две картины в месяц, в счет оплаты пособия. Гогену вовсе не хочется ехать в Арль, в письмах он пишет, что нет дыры хуже Арля. Но подумав, что некоторая стабильность поможет ему набраться сил и скопить денег на поездку. Гоген долго сомневается, чем доводит Винсента Ван Гога до крайней нервозности. Он думает, что может быть, все таки есть варианты обойтись без Арля, но нет других вариантов нет. Переговоры длятся с августа... В октябре Поль Гоген отпаравляется в Арль...
Скучающие жители Арля еще не знают, что в их сонном городке скоро произойдут события планетарного масштаба. Опасная бритва пока еще мирно лежит на туалетном столике Винсента. Молодая проститутка Рашель сидит у окна в публичном доме N 1 в ожидании клиентов. Желтый Дом еще не оцеплен полицейскими. Поль Гоген только едет в Арль.
Начало