Всем известен древнегреческий миф об Одиссее. Во время его странствований его жена Пенелопа избавлялась от навязчивости женихов — она объявила, что выйдет замуж лишь тогда, когда закончит ткать ритуальное полотно, но ночью распускала каждый раз всё сотканное за день, до тех пор, пока не вернулся Одиссей.
А как художники разных времен изобразили ткацкий станок Пенелопы? Они рисовали тот ткацкий станок, который им знаком.
Пенелопа за ткацким станком, вокруг — потерявшие терпение женихи. Миниатюра в рукописи. XIV век.
«Пенелопа ткет на ткацком станке», 1505 год. Рукопись «La Vie де Femmes» («Жизнь знаменитых женщин»)
Пенелопа. Леандро Бассано. Дата между 1575 и 1585 годов
Возвращение Одиссея (фреска, переведенная на холст, 1,25 x 1,52) 1844 год. Бернардино Пинтуриккио
Пенелопа и женихи. Джон Уильям Уотерхаус. 1912 год. Очевидно, художник не видел древнегреческой вазы с вертикальным ткацким станком, которую нашли в 1871 году. Или не понял, как рисовать его.
Группа крестьян нашли старинную керамическую вазу с древнейшим изображением Пенелопы в сельской местности Chiusi (Италия) в 1871 году. Ваза создана в IV веке до н.э. Пенелопа сидит напротив своего станка с грустным лицом, рядом ее сын. На вазе сохранились еще изображение восточной ткани и одно из самых точных изображений старинного вертикального ткацкого станка.
Реконструкция вазы.
С тех пор изображают вертикальный станок у Пенелопы.
Гравюра 1886 год
Иллюстрация в книге. 1896 год
Современная иллюстрация