На просторах интернета можно встретить обсуждение «скрытых смыслов» многих сказок. Например сказка, которая в настоящее время не имеет даже единого названия: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» или «Заюшкина избушка».
Сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни.
Речь идёт об образе созидателя (Заяц), образе потребителя (Лиса) и образе того, кто «разбудил» Зайчика, пробудив его внутренние силы и веру в себя (Петух).
Избушка духовные ценности: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).
В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.
Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).
Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).
В основе первого подхода лежит правда, когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.
В основе второго подхода лежит ложь, когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее», как писал Аристотель, или суетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе.
Два этих подхода очень подробно и обстоятельно описаны в книгах Николая Викторовича Левашова, где он объясняет и природу социального паразитизма в том числе.
Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.
Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера. У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия. Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.
Отличительная черта носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром». Как правило, играют на сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).
Когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…
Заяц пытается прогнать её, взывая к здравому смыслу и справедливости. Однако Лиса рассмеялась Зайцу в лицо и захлопнула окна и двери. Опешив от такой наглости, Заяц уходит прочь и начинает осознавать всю серьёзность произошедшего.
По пути Заиньке встречается Козёл, который, услышав зайкины «мысли вслух», решил справиться с Лисой, продемонстрировав ей свою силу и агрессию (первый пробел в развитии Козла): «Я топу-топу ногами, заколю тебя рогами, сброшу кожу, а потом замету тебя хвостом!»
Однако Лиса воспользовалась ослеплением Козла, вызванным абсолютной уверенностью в своих силах (второй пробел), легко и просто заманила его в ловушку. Точнее Козёл сам в эту ловушку попал, войдя в азарт«сражения» (третий пробел). Лисе достаточно было открыть входную дверь и дверцу погреба…
Завершилась эта «операция» Лисьим самолюбованием и подкреплением её уверенности в своих силах (точнее – хитрости и изворотливости, но не правоте!): «Я всегда умней была длиннорогого Козла!»
К Медведю Заяц обратился уже в большей степени потому, что необходимо было вызволять Козла из плена Лисы. Против медвежьей силы Лисе не устоять. Ей это прекрасно известно. Поэтому она решает предотвратить сражение с Медведем, подкинув ему хмельного зелья на подступах к избушке. Медведь, обрадовавшись «халяве» (первый пробел в развитии Косолапого) остановился пригубить, не проверив содержимое (второй пробел). Заяц почувствовал неладное и попытался как-то этому помешать, но не тут-то было! (это уже влияние хмельного зелья) Медведь увлёкся и «пригубил» до дна («пить так пить!»,широта души – третий пробел). После «употребления» у Медведя исказилось восприятие:
Здесь Лиса окончательно победила его хитростью, сыграв на его тщеславии (четвёртый пробел). Приставив себе заячьи уши, Лиса от имени Зайца поведала Медведю, что «Лиса увидала тебя и ушла!» Медведю это «бальзам на душу» и он, довольный собой и окружающими («Вот так я! Вот так я! Ведь мы друзья: и ты, и я!») падает в безпамятсве подле избушки.
В этот момент Лиса чувствует свою абсолютную безнаказанность (не власть, а именно безнаказанность!): «Если только захочу! Я любого проучу!» и запускает в Зайца палкой, брошенной Медведем.
Заяц спасается бегством и на пути встречает Петуха: «Заяц-красавец, какие дела?!»
Заяц рассказывает о случившемся и на предложение Петуха отвечает категорическим отказом: «Не верю! Не верю! Злодейка-Лиса большо-о-о-го Медведя! И то провела…»
На что Петух отвечает: «Была не была!» собирается на Лису. Уверенность Петуха передаётся и Зайцу, и Заяц идёт рядом и создаёт шумовое сопровождение действиям Петуха, припевающего «Я несу, несу косу! Тебе голову снесу! Слезай, Лиса, с печи!». Другой вариант: «несу косу на плечи, хочу Лису посечи!» не содержит в себе ключевого момента – печи! А ведь именно печь является многозначащим символом (см. выше).
Коса – это символ смерти («женщина с косой»), а Тёмные Силы больше всего боятся именно смерти. Ведь у большинства из них нет соответствующих структур сущности или они (структуры сущности) разрушены настолько, что они (сущности) не могут больше воплотиться и смерть физического тела означает абсолютный конец. Возможно, именно это имели в виду наши предки, когда использовали в некоторых случаях слово мертвец, а в некоторых – труп, и, возможно, об этом догадался Сергей Довлатов, отметивший у себя в записной книжке: «Труп – это мёртвое тело, покойник – это мёртвая личность». Не зря ведь нечисть именовалась ещё и нежитью (у неё нет жизни).
И ещё весьма показательная деталь: Петух трижды прокричал Лисе. После первого предупреждения оживился Козёл. После второго – Медведь. После третьего – Лиса, окончательно испугавшись и поняв, что проиграла, убежала прочь.
Все(!) участники события остались чаёвничать и прославлять дружбу, в которой один за всех и все за одного.
Теперь стОит остановиться на некоторых деталях, благодаря которым можно извлечь следующий уровень смысла давно известной и такой, оказывается, незнакомой сказки.
Деталь, о которой я говорю, — время, когда происходят события по «захвату» и «освобождению» заюшкиной избушки. Лиса приходит к Зайцу во второй половине дня и выгоняет его из дома «на ночь глядя». Все желающие сразиться с Лисой по очереди пытают судьбу ночью. И только Петух (как, собственно, ему и положено) идёт на Лису на рассвете! Но дело здесь не только в том, что предрассветные (как, впрочем, и предзакатные) тени самые устрашающие, а предрассветный сон – самый сладкий (хотя вору, как известно, сладко не спится в принципе). И обыграно это, кстати, очень хорошо в мультфильме Ходатаевой, когда детально прорисована тень Петуха с косой, так сильно пугающая Лису.
Так вот, с рассветом (переходом нашей солнечной системы в зону пространства Дня Сварога) все ухищрения Тёмных теряют свою силу и «привлекательность», они становятся заметны невооруженным глазом и против них большинство Светлых сущностей приобретают иммунитет. Вот поэтому и наступило пробуждение Зайца после того, как пропел Петух, оповестивший о начале нового Дня, и поэтому усилилось ощущение страха и безпомощности у Лисы, которая благоразумно предпочла исчезнуть из поля зрения.
При подготовке статьи был использован материал Елены Махницкой,
кто хочет ознакомиться с полной версией - прошу посетить одноименный сайт
С Уважением Арина, магазин Волшебная Коробочка
ЗЫ:
ликвидация