"Вокруг Мункачи" в Пушкинском музее
В прошлые выходные в ГМИИ им. Пушкина закончилась выставка "Вокруг Мункачи". На ней были представлены около 50-ти работ венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900), а также несколько полотен других художников (Камиля Коро, К. А. Коровина, Огюста Ренуара и др.)., послуживших для Мункачи источником вдохновения и примером высокого мастерства.
Михай Мункачи - особая фигура в истории венгерской и европейской живописи. В его творчестве на протяжении всего жизненного пути нашли отражение и тесно переплелись самые разные направления и жанры. В реалистической манере он изображал жизнь венгерских крестьян, а салонные сцены, напротив, воплощали беззаботный городской стиль жизни во всем его блеске. В личности художника сосуществовали неутомимый труженик, мятущаяся творческая натура и светский человек. В творчестве Мункачи сочетаются идеализм венгерского бидермейера и высокий исторический романтизм, объективность французского реализма и изящество академизма. Благодаря всем этим качествам и высокому мастерству художника его творчество занимает особое место в истории как венгерского, так и мирового искусства.
Михай Мункачи - Автопортрет (1881):
Творчество Мункачи мне очень близко. С одной стороны, некоторые его работы исполнены в стиле импрессионизма со свойственными ему вибрирующими мазками, акцентированием внимания на сиюминутности и отрешения от социальных проблем. Удивительно, насколько схожи по настроению и технике исполнения картина Мункачи "Пыльная дорога" и знаменитое полотно Клода Моне "Впечатление, восход солнца" (которое с легкой руки малоизвестного журналиста Луи Леруа и породило термин "импрессионизм").
Михай Мункачи - "Пыльная дорога":
Клод Моне - "Впечатление, восход солнца":
С другой стороны, салонная живопись (такое название это направление получило благодаря его активной поддержке со стороны известных парижских салонов) Мункачи, получившего художественное образование во многих видных учебных заведениях Европы, напоминает мне работы Джеймса Тиссо, художника французского происхождения, работавшего в Англии во второй половине XIX века. Больше всего Тиссо известен именно салонной живописью (хотя в конце своей жизни он обратился и к ветхозаветным сюжетам). Среди отличительных особенностей данного направления в живописи можно отметить тщательно выстроенную композицию и точную передачу мельчайших деталей.
Михай Мункачи - Две семьи в салоне (1882):
Михай Мункачи - День рождения отца:
Михай Мункачи - Похитительница конфет (ок.1885):
Михай Мункачи - Прогулка в парке Монсо (1882):
Джеймс Тиссо - In the Conservatory:
Джеймс Тиссо - Remembrance Ball on Board:
Джемс Тиссо - Spring:
Любопытно, что художники, работавшие в жанре салонной живописи, очень жестко критиковали и выступали против импрессионистов, считая работы последних незавершенными эскизами, так называемыми подмалевками. Мункачи же работал в обоих направлениях; таким образом, утверждение, что в творчестве Михая Мункачи нашли отражение основные направления изобразительного искусства второй половины XIX века, представляется мне очень верным.
Сильное впечатление произвела на меня картина Мункачи "Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай” (1878):
В этот период здоровье Мункачи ухудшилось и жизненная трагедия Мильтона, вызванная одиночеством и болезнью, особенно остро воспринималась художником. На Всемирной выставке в Париже за эту картину он был награжден золотой медалью.
Мне очень жаль, что мы попали на эту чудесную выставку так поздно. Если бы у меня была возможность - я бы сходила туда еще раз и снова погрузилась в притягательный и противоречивый мир конца XIX века, перенесенный на полотно этим талантливым венгерским художником.