Настольная игра-пособие «УГАДАЙ!!!». Увлекательная , многофункциональная новинка!!!!!!!!
Рассчитана на возраст от 1 до 6-7 лет . Игра включает: игровое поле размером 30х30см, разделенное на 4 цветные квадрата, в середине – тактильный мешочек, с обратной
стороны - карманы для хранения игровой атрибутики объемные фигурки (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 4 основных цветов: красный, желтый, синий,
зеленый, всего 16 фигурок. Цель игры: развитие тактильного и осязательного восприятия формы предметов, зрительного восприятия цвета и формы,
зрительного внимания и памяти, формирование навыков количественного и порядкового счета, формирование навыков игры по правилам, развитие мелкой моторики
(застегивание на липу карманов, затягивание застежки-фиксатора на кармане), развитие мыслительных операций анализа и синтеза, слухового и зрительного контроля, развитие связной речи, закрепление понятий "право-лево", закрепление знания названий пальцев, формирование усидчивости, аккуратности (поиграли – сложили все в кармашки).
Варианты игровых заданий:
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ:
1) играем с фигурками:
учим с ребенком названия фигур и их цветов. Показываем конкретную фигурку. Инструкция:
«Как называется фигурка? Какого она цвета? Найди еще круги. Какого они цвета?»
Положи сюда (показываем) все круги, сюда – все прямоугольники, сюда – все треугольники,
сюда – все квадраты. Сначала раскладываем с малышом фигурки по кучкам, когда он
будет справляться без труда, можно попросить разложить фигурки по карманам в
соответствии с изображенными на карманах фигурками. Инструкция: «Посмотри на
кармашки. Какие фигурки положим в этот (показ) карман, а в этот? И т.д. Разложи
все фигурки по своим домикам». Можно изначально разложить по кармашкам фигурки
неправильно, «фигурки пошли друг к другу в гости и теперь не могут найти свои
домики» и попросить ребенка «навести порядок в домиках». Каждый раз, когда
ребенок складывает фигурки в карманы, спрашиваем: «Какую ты фигурку в кармашек
положил? Какого она цвета».
2) играем с фигурками.
Задание направлено на развитие слухового и зрительного внимания и контроля (впоследствии
ребенок научится внимательно слушать инструкции воспитателя или учителя).
Показываем малышу фигурку, например: красный круг, спрашиваем: «Это квадрат
красного цвета. Правильно?» Задача малыша: определить, правильно или нет.
Предполагаемый приблизительный ответ: «Это
не квадрат, а круг красного цвета». Чередуем фигурки, даем то правильное
описание, то неправильное. Ребенок или соглашается с вашим описанием, или
находит в нем ошибку и исправляет.
3) играем с игровым полем
с тактильным мешочком: «Посмотри, какой у меня есть мешочек, в него можно
что-то прятать». Показываем ребенку, что в мешочек можно засунуть руку и что-то
положить. Прячем в мешочек несколько фигур, для начала это 1 круг, 1 квадрат. 1
прямоугольник, 1 треугольник. «Я спрятала в мешочке фигурки. Найди кружок». Задача
малыша найти среди фигурок наощупь в мешочке именно круг. Когда ребенок найдет
нужную фигурку и достанет из мешочка: «Молодец!!! Какую фигурку ты достал?
Какого она цвета? Положи ее в свой домик». Ребенок должен положить красный круг
на красную часть игрового поля. Постепенно количество фигурок в мешочке
увеличиваем. Подобным образом можно прятать в мешочек небольшие игрушки малыша,
которые ему хорошо знакомы. Хорошо, если они будут из разных материалов, разные
по тактильным ощущениям и форме. В эту игру можно играть и с малышом до 1
года!!!! Прячем любой предмет в мешочек: «Ку-ку!!!», малыш его достает.
4) Раскладываем фигурки
неправильно в клетки игрового поля, например на красное поле все красные
фигурки, а 1 синюю и т.д. «Посмотри, все правильно разложено?» Задача малыша:
найти ошибки и разложить фигурки правильно по цветам.
ДЛЯ ДЕТЕЙ от 3 до 6-7 лет:
5) Играем с тактильным
мешочком: в мешочек прячем уже не 4 фигурки, а от 8 до 16 фигурок. Просим найти
все круги, квадраты и т.д. и разложить по своим клеткам. Среди фигурок можно в
мешочек положить какой-то другой предмет меньшего размера, например, крупную
бусину, игрушку из киндера, ластик, пуговицу. Ребенку об этом не говорим,
просим найти в мешочке предмет, не похожий на фигурку, и не доставая его из
мешочка, попробовать угадать, что это за предмет. Если не получается назвать,
попросите ребенка дать ему описание. Например: предмет гладкий, такой-то формы,
мягкий или твердый, теплый, холодный и т.д.
6) усложняем моторные
действия: играем по типу задания №5, но просим доставать ребенка фигурки из
мешка определенным образом: например: «Достань круг средним и большим пальцем
правой руки» или «Достань квадрат мизинцем и большим пальцем левой руки» или «Достань
одновременно круг и квадрат» или «Достань одновременно 2 треугольника» и т.п.
7) Играем по типу задания
№5, но добавляем навыки изображения геометрических форм.. Для этого нам
понадобятся 4 карандаша (синий, красный, желтый, зеленый), лист бумаги. Ребенок
достает фигурку из мешочка, называет ее. Просим нарисовать такую же фигуру на
листе бумаги (такого же цвета и формы).
8) Цепочки. Играем с
фигурками. Перемешиваем на столе или полу все фигурки. По вашей инструкции
ребенок строит цепочки из фигур. Начинаем давать инструкцию в медленном темпе.
Постепенно темп инструктажа можно увеличивать, чтобы ребенок учился сохранять в
памяти заданную инструкцию. «Мы сейчас будем делать цепочку (бусы) из фигур. Слушай внимательно. Красный круг, желтый
прямоугольник, зеленый квадрат, синий круг» и т.д. ребенок должен с опорой на вашу
инструкцию выложить в ряд цепочку. Можно это задание на начальных этапах
упрощать. Для этого вы можете нарисовать цветными карандашами на карточках
определенный узор из фигурок или цепочку. Задача ребенка с опорой на образец
выложить такой же узор или цепочку.
9) Зрительный диктант.
Играем с фигурками на столе или полу (главное, чтобы была ровная однотонная,
территориально очерченная поверхность).
Например, это может быть лист формата полуватмана. Выкладываем все фигурки (можно
привлекать дополнительно какие-то предметы, небольшие игрушки). Инструкция (как
вариант, каждый раз вы придумываете новые варианты зрительных диктантов): «Положи
в центр красный круг. В правый верхний угол положи зеленый прямоугольник. Под
красный круг положи желтый треугольник. Между красным кругом и зеленым
прямоугольником положи синий квадрат. И т.д.». Тем самым мы можем закрепить в
пассивном и активном словаре ребенка большое количество пространственных прилагательных,
предлогов и наречий: в центре (в середине,) , левый-правый, верхний-нижний, слева от –справа
от, между, под, над, перед, за, около и т.д. Каждый раз, когда ребенок
выкладывает фигурку, просим его повторить совершенное действие («Я положил красный круг в центр
листа». «Я положил между красным кругом и зеленым прямоугольником синий
квадрат» и т.д. начинаем с небольшого количества фигур: 5-6. Постепенно в
графический диктант можно привлекать все фигурки.
10) После того, как ребенок выложил узор, просим
его посмотреть внимательно (10 секунд) и запомнить. Накрываем узор или просим
ребенка отвернуться и нарисовать на листе бумаги то, что он запомнил.
Сравниваем с образцом, если есть, находим ошибки и проговариваем их,
исправляем. Либо после того, как ребенок запомнил расположение фигурок и
отвернулся, меняем местами несколько, убираем какую-то фигуру, добавляем ту,
которой не было в узоре. Ребенок поворачивается и должен найти изменения.
Подобные увлекательные
занятия и разнообразие игровых заданий позволят использовать данное пособие на
протяжении нескольких лет занятий с ребенком. При этом каждый раз у него будут
формироваться более сложные моторные, и интеллектуальные навыки.