Остановлюсь более подробно на причинности той Золушки, что описана братьями Гримм, о чем в
Сейчас чуть ли не каждый ребенок знает, что отрицательную энергию надо отпускать. Злость, обиду, раздражение нельзя копить в себе, потому что, дойдя до критической точки, весь этот негатив может прорвать плотину терпения от "последней капли", какого-то совершенно безобидного слова или действия другого человека. Эту картину "сорванной крышки" мы можем наблюдать в "Сказке сказок" Джамбаттиста Базиле. Его Золушка - это итальянская девочка Зезолла, которая крышкой в прямом смысле слова, крышкой от сундука, убила свою мачеху. Темпераментные итальянцы, видимо, не могли себе представить человека, настолько долготерпящего и всепрощающего, как святая Золушка француза Перро. Итальянская версия напоминает детектив, в котором обиженной удалось не только отомстить своему врагу, расправившись с ним в стиле сицилийских мафиози, но и "сплясать на его костях" - использовать развитие событий в своих личных интересах. У Базиле Золушка все еще причина, но следствие своих бешеных эмоций (демонов), которым она не в состоянии противостоять и контролировать. Хотя они и приводят её не на плаху, а на трон. Сомневаюсь, что стиль поведения столь страстной девицы достоин для копирования другими людьми. История сеньёра Джамбаттиста скорее случай для психоанализа, в котором травмы детства привели к трагедии, и как травмированная девушка выходит замуж за будущего главу королевства. Какой женой она будет, кого она родит и кого она сможет воспитать? Большой вопрос...
В сказке, записанной Шарлем Перро, которая дошла до нас после многочисленных переводов и переизданий, Золушка предстает перед нами уже полным следствием других людей. Она жертва якобы слабохарактерного отца и мачехи с садистскими наклонностями, которая также попустительствует (она тоже следствие) дурному характеру своих родных дочерей. За Золушку все делает фея-крестная неизвестного происхождения, а девочка лишь терпит и относится к своим врагам по-доброму. Потому и не верится ни капельки в эту сказочку: не будет для человека с подобным жизненным сценарием никакой материальной награды в виде принца и волшебства феи-крестной. Разве что царствие небесное (райская жизнь) после смерти, как награда за все тычки и зуботычины, которые получала в свой адрес милая девочка. За подтверждением далеко ходить не надо. Можно открыть "Житие святых" любой религии и почитать, много ли святых мучениц стали женами царей-королей при жизни и жили долго и очень счастливо? Наоборот было, да... Но, обычно, вслед за этим они теряли свою жизнь...
Терпение - очень русская черта. Возможно, именно поэтому сказку "Золушка" так любят в нашей стране. И аналоги среди русских сказок имеются - "Морозко". Только вот, что странно: именно у русских, доведенных до предела, крышку срывало так, что однажды облетала она вокруг планеты, круша и ломая все на своем пути. Не было для русских людей никакой награды от царского режима и крестной-феи тоже не было... странно, да? А сколько было менее глобальных бунтов и смут, заливавших кровью всю страну. Терпение - очень вредная черта, еще ее называют попустительство. Нежелательное внешнее воздействие спускается на тормоза из-за чего "противник" начинает думать, что он сильнее, а "терпила" слабее. "Злодей" наглеет и буреет, как мачеха, и однажды малозначительное событие (в России это была забастовка по случаю сбоя поставки в СПб продовольствия) приводит к глобальным трагическим последствиям планетарного масштаба. Интересно, кто и зачем придумал, а затем рассказывал детям сказки, которые транслировали, что адекватно проявлять себя вовне на негативное внешнее воздействие запрещено? А разрешено - терпеть и быть "доброй". Странная такая доброта получается... Если бы Золушка повнимательнее присмотрелась к своей фее-крестной, то, возможно, увидела бы торчащие из головы рожки, а из под платья хвостик, кто знает
Именно поэтому сказку мусье Шарля анализировать смысла просто нет. По той причине, что он (смысл-причинность) отсутствует. Как корпус от часов из которого вынули часовой механизм. Да и оболочку всю переврали и извратили. И до сих пор гадают современные девушки о том, какого размера была нога у Золушки - 31 или 32, а может все 34?.. Как будто-то это имеет какое-то значение для того, чтобы понять суть истории.
Вот и осталась история братьев Гримм, в которой описан действительно сказочный (не человеческий в нашем обычном понимании) подход к решению жизненных проблем. Хотя, конечно, про две другие сказки забывать не буду. Поэтому продолжу...
В
Хотя ступня в сказке - это в первую очередь символ, некий переносный смысл, который можно разгадать. Но рассматриваю пока буквально: размер ноги. Интересно, а почему именно туфля? Не шапка, не перчатка, не сумка, не кольцо, не серьга... да что угодно можно обронить по чему можно найти хозяина вещи.
Если допустить, что человек является порождением этой планеты, а не пришел сюда уже "готовым" из неведомых Миров (дитя богов), то первое, что он одел на себя, была накидка из шкуры, прикрывающая наготу. Уровень сознания стал таковым, что человеку потребовалось то, что отделит его индивидуальность от внешнего мира, от других ему подобных. Хотя может показаться, что шкура-накидка потребовалась для тепла, как защита от дождя и ветра. Это мы сейчас рассуждаем такими понятиями. А человек, который является частью природы, физиологически настолько интегрирован в нее, в особенности климата, что только внутренняя психологическая потребность в символическом отделении своего Я от Мира подталкивает его в направлении создания такого понятия, как одежда. Тоже самое с обувью. Обувь - это следующий этап отделения развивающегося Я от Мира (внешней среды). Следующий этап развития индивидуальности. Дети природы не нуждаются в обуви. Они твердо стоят на ногах. Ноги настолько сильно связаны с планетой, что нужна какая-то очень весомая причина, чтобы одеть обувь. Все, наверное, помнят, как страдал Гекльберри Финн от надзора вдовы Дуглас, взявшей мальчика под опеку, оторвавшей сиротку от тяжелых, "примитивных" условий жизни. Помимо прочего, вдова заставляла мальчика носить ботинки по выходным. Целый день! Ноги, никогда не знавшие обуви, очень страдают и человеку хочется их скинуть. Поэтому только через внутреннее состояние сознания тело (ноги) человека приходит к тому, чтобы одеть обувь и носить ее постоянно, не снимая. Если говорить пафосно, то возникает потребность отделить символически себя от планеты, минимизировать влияние планетарной энергосистемы на свою индивидуальность для развития своего сознания (Я).
Рабы, кстати, во все времена ходили босыми или в самой примитивной обуви, если климат не позволял человеку ходить разутым. Таким образом, символически раб без обуви ставился на уровень животного, существа без самосознания, без (или со слаборазвитым) Я. Вдобавок могли и волосы отрезать (сбрить) - символическое отрезание от Духа. Скорее всего, Золушка, со сменой имени и опускания на уровень рабыни, была одновременно и разута.
Зато сейчас мы имеем то, что имеем - основная масса людей на планете обута и одета с периодическими всплесками-тенденциями разуться и раздеться.
Современники спорят до сих пор какого размера была у Золушки обувь. Они исходят из нынешних или исторических стандартов внешности и логической предпосылки, что маленьким размером обладает либо невысокая девушка, или очень юная. В спорах почему-то забывается момент о том, что во всем королевстве (!!!) не нашлось девушки с таким маленьким размером ноги. К тому же, как мы помним, туфелька Золушке была великовата. Какая-то аномалия или уродство? Если маленькая ступня у девочки была ее физиологической особенностью, то наверняка эта же особенность нашлась бы среди женщин ее семьи, дальних родственников. Хотя бы по теории вероятности. Но нет, ничего такого.
В наше время за последние сто лет народы перемешались очень здорово, особенно в России. Кровные родичи могут жить в разних городах и даже в разных часовых поясах. Но во времена Золушки (давние-предавние) люди жили общинами, родственные связи берегли, о них знали и их поддерживали. Родственникам, родным людям вместе было намного легче выжить. Исторический факт: на Руси практически до нашего времени были (и даже где-то еще наверняка есть) поселки, городки, где все жители имеют одну или две фамилии. Допустим, Ивановы и Сидоровы. То есть два рода живут рядом. Все родственники с одинаковыми фамилиями и, естественно, с похожими физиологическими параматрами тела. Например, Черноусовы мужчины имеют черные, как смоль, усы до глубокой старости, а у Тонконоговых - ноги не мясистые и кряжестые, как у Толстоноговых. Это обычное дело - давать фамилии по ярко-выраженным чертам характера (Гордиенко, Очумелов), ремеслу, каким занимается семья (Кузнецовы, Гончаровы) или по физиологическим проявлениям.
Какими были фамилии у Золушкиной матери и отца - неизвестно. Далеко ли жили ее кровные родичи или близко? Но если маленькая стопа Золушки была ее "визитной карточкой", то обязательно нашлись бы среди ее родственниц девушки с такой же маленькой стопой, как у нашей героини. Мало того, даже если предположить, что девушка была сама по себе незрелая и мала телом, поэтому и нога была маленькая, то неужели не было во всем королевстве (!!!) особы такой же или более юной, чтобы ее ступня соответствовала размеру Золушки. Но нет! Конкуренток не нашлось совсем! А братья Гримм не посчитали нужным даже их упомянуть. В их истории на примерку туфельки было всего две претендентки - ее сводные сестры, а уж после них сама Золушка.
И тут вновь вылезает нестыковка о которой уже писала. Маленькая, хрупкая и/или юная девочка вряд ли бы справилась с мачехиным сживанием со света и, еще более сомнительно, что такой тип женщины заинтересовал сына вождя страны как потенциальная альфа-самка. И как я предположила в первой части, Золушка была роста выше среднего, сильная, хорошо развита телом и сознанием. Наверняка и ступни у нее были пропорциональны туловищу.
Так что же кроется за этой маленькой ступней?
Маленькая изящная женская ступня - было красиво всегда и это красиво до сих пор. Несмотря на то, что история знает гипертрофированный перекос этой "красоты" под названием "золотые лотосы", возникший в 10 веке н.э. и просуществовавший практически до наших дней. 10 веков!!! 1000 лет! Целый миллениум! Что-то в человеческом сознании, помимо моды или субъективных понятий красиво-некрасиво, должно было толкать эту нацию на то, чтобы из поколения в поколение ломать ступни своим дочерям:
Кто-то скажет, что это дикость, но даже сейчас вряд ли кто-нибудь будет любоваться широкими женскими ножищами 41-43 размера устойчиво и полновесно стоящими на земле. Маленькая ступня, на каблуках, на шпильках, на носочках, на полупальцах, в пуантах - это оторванность от Земли, которая подразумевает хорошо развитую связь с духовным планом, с тонкими слоями. Длинные волосы, которые также олицетворяют и символизируют связь с Духом, с божественным - это тоже было и есть красиво для любого современного жителя планеты. С другой стороны, ступни - это движение по жизни. Маленькая ступня по сравнению с мужской символизирует, что ее продвижение в социальной (внешней) жизни будет минимально, но устремлено в духовную область (длинные волосы). Если совсем просто - не обгонит женщина мужчину в своем движении вперед. Маленькие ступни имеют меньшее сцепление с почвой, меньшую силу, соответственно, меньшую скорость. Такой вот способ: не самому ускоряться, а из века в век ломать ноги тому, кого по каким-то причинам считают конкурентом.
Лично меня этот посыл совсем не вдохновляет. Точно также, как не вдохновляют изуродованные ножки китайских красавиц времен конфуцианства и ходьба на шпильках. И интерпретировать в этом смысле "Золушку" не хочется. Золушка - она другая, она полна жизни, прорыва и силы. Она не просто твердо стоит на земле, она имеет с ней выраженную сильную связь, которую и использует в своих интересах, для материализации задуманного.
А если посмотреть на тему маленькой ступни с другой стороны? Например, с такой:
Ступни Золушки были нормального, пропорционального телу, размера, а вот ступни ее сестер были значительно больше. Так как эта история архетипична, то есть корни этой истории теряются во тьме веков, то что мешает предположить, что сказка отражает некий период истории человечества, в котором проявился глобальный конфликт - кроманьонец (ранний представитель человека современного) столкнулся с неандертальцем. Неизвестно откуда появившиеся наши древние предки стали истреблять коренных жителей планеты Земля. Из множества отличий от кроманьонца археологи выделяют у неандертальцев и низкий рост, и длинные, и широкие ступни. Вражда и геноцид друг против друга у неандертальцев и кроманьонцев длилась несколько тысяч лет и была наполнена жестокостью и кровью с обоих сторон. Почему исчезли неандертальцы до сих пор неизвестно. Считается, что два вида людей между собой никак не взаимодействовали, кроме враждебных действий. Но кто знает об этом точно? Считается, что неандертальцы и кроманьонцы не скрещивались между собой в плане потомства. ДНК неандертальцев совершенно иная, чем ДНК современного человека. Но то, что потомство неандертальцев и кроманьонцев не обнаружено не означает, что его не было. Оно могло быть не жизнеспособным (родовые ветви угасали самостоятельно), а может быть полукровок истребляли одна или обе стороны. И на генетике у всех рожденных девочек отпечаталось до наших дней: маленькие ступни означают принадлежность к "высшей" расе, что в свою очередь означает пропуск в жизнь. А за этим, как следствие, интерес мужчин, теплую пещеру и смачный ломоть мамонта себе и детям.
Исчезновение неандертальцев было длительным по времени и не факт, что такой итог был очевиден. Именно об это глубинное и длительное противостояние между расами зацепился в сказке момент про маленькие ножки в изящных туфельках, которую рассказывали люди на всех континентах с головокружительно древних времен.
Пофантазируем, что на каком-то этапе кроманьонцы и неандертальцы настолько истребили друг друга, что кровная вражда сменилась социальными связями, в которых мог проявится в реальности брак между женщиной неандерталкой (мачехой) и мужчиной кроманьонцем (отцом). Или, как вариант, родная мать Золушки была женщиной-кромаьонцем, отец - мужчиной неандертальцем, а мачеха с дочерьми - неандерталками. Люди неистово уничтожали друг друга, в первую очередь более слабых, женщин и детей, длительность жизни была короткой, популяции не успевали восстанавливаться. В какой-то момент мужчин стало так мало, а женщин еще меньше, что на без рыбьи и рак стал деликатесом. Говоря слово "брак", я имею в виду не тот смысл этого слова, который мы обозначаем сегодня: любовь, семья, дом и т.д. Тут, скорее, уместно слово "связь" в самом бытовом и приземленном смысле слова. Хотя и не обязательно:
Итак, в неких жизненных и социальных перипетиях женщина-кроманьонец умирает в чужом окружении, среди генетически чуждых (иных) людей, оставляя свою юную дочь одну. По логике Золушка должна быть полукровкой, но тогда вся эта история теряет остроту конфликта и идею. Мать постулирует (дает направление для жизни) своему ребенку искать опору в своей наследственности (Родовом Дереве). Не забываем, что наши обозримые предки пра-славяне, так называемые, язычники называли себя детьми Неба, сынами богов и богинь, никак не меньше. Значит ими же были и их предки - кроманьонцы - человек современный. Можно сколько угодно обсуждать какая из двух рас была более развита интеллектуально, какая физически и кто кого переборол (уничтожил). Они были разные, глобально чуждые друг другу по каким-то ключевым и жизнепологающим моментам, что этом фоне сравнивать интеллект и силу бессмысленно. Механизмы и способы для выживания у каждой расы были выработаны отличные друг от друга, уникальные, свои.
Если отталкиваться от стиля сказки, то предположу, что кроманьонец проявлял себя через создание желаемого будущего с помощью знаний (энергии), полученных от предков, не зависимо от текущей ситуации. Смотрел в (непроявленное пока еще!) будущее, не теряя связи с прошлым. А неандертальцы проявляли себя через разрушение не желанного. Вполне себе материалистичный и земной стиль жизни, почти по-карломарксовски (шутка ... идеи материализма такие же древние, как и сам человек). Первые энергию творения направляли в будущее, а вторые - в прошлое (то, что мы считаем настоящим - это тоже прошлое). И здесь сравнение маленьких ступней кроманьонцев с большими ножищами неандертальцев означает как видовое, физиологическое отличие, так и символическое - устремление в будущее, значительно более меньшая фиксация на настоящем (прошлом). Ноги, ступни, как символ того, что было: человек растет вверх, "наверху" - будущее, "внизу", соответственно, прошлое.
Данную сказку также можно рассматривать, как глобальный женский образ отношений двух видов, несколько десятков тысяч лет существовавших одновременно на планете. Злобная мачеха с двумя недалекими дочерьми, у которой была власть и все рычаги для сживания падчерицы со света - это образ женской эманации неандертальцев, которые обладали могучей силищей и тысячи лет владели ресурсами планеты. И на каком-то этапе вымирающая женская эманация кроманьонцев, оказавшаяся в условиях мало совместимых с жизнью. Но благодаря родовой подпитке, благодаря внутренней силе Духа, уму, смекалке, способности взаимодействовать с тонкими и внешними планами, женская эманация нового вида "запрыгнула" на вершину пирамиды развития цивилизации, а ее "враги" дематериализовались со страниц истории. Кто знает, может быть эта сказка отражает вполне себе реальную историю той самой митохондриальной Евы, условной пра-матери живущих ныне, чьи гены мы все носим в своих ДНК, передавая по женской линии.
Проходя сквозь толщу веков, сказка изменяла свои декорации на соответствующие исторической среде рассказчиков и слушателей. Но ключевой видовой признак кроманьонцев в виде небольшой ступни так и остался. Менялся материал из которого были сделаны туфельки Золушки: с мехового на кожу, затем на золото, шелк и стекло (хрусталь) - все это материалы, которые творчески и технически осваивало человечество.
Настолько сильным была тенденция в какие-то времена дистанцироваться от большеногих чуждых неандертальцев, что она выдержала проверку временем через века. Наберите в любом поисковике фразу "босые женские ноги" и вы увидите множество фото с поджатыми пальцами, стоящими на носочках и всячески демонстрирующие небольшой размер. Вот только потеряло это всякий смысл уже давно - здравствует на Земле один только вид людей. Наш. Что-то доказать человек может лишь самому себе.
История Золушки была близка очень многим женщинам во все века, которые, угнанные в полон, умирали в рабстве, оставляя своих детей (дочерей) в чужом социуме. Минуло много тысяч лет со времен пра-матери всех людей - Евы. Люди заселили планету, обособились друг от друга настолько, что перестали понимать себе подобных и вновь появилась вражда и геноцид против иных (не таких как они). Во время военных набегов в живых могли остаться только женщины, которых брали в плен для пополнения штата наложниц. В некоторых культурах к пленникам-рабам женщинам могли добавляться мальчики и/или девочки определенного возраста, редко мужчины. Сказка передавалась из поколение в поколение от матери к дочери. Она давала надежду и зашифрованный рецепт, как в чужой среде можно стать счастливой и успешной в жизни.
Возможно, что эта патологическая вражда человечества друг против друга досталась нам в наследство от произошедшего расового кровосмешения и/или опыта расовой тысячелетней вражды. И в каждом человеке живет наравне с божественным началом детей Неба, "кусочек" дикого и чуждого, пещерного неандертальца. Потому люди страдают внутренними душераздирающими конфликтами и буйствуют монтеккикапулеттевские страсти среди членов одной семьи, страны, религии, нации на протяжении веков. Убийство себя и себе подобных, как стиль жизни, в буквальном и переносных смыслах.
Пусть не удивляет читателя, что в моем анализе смешались неандертальцы и более сложные социальные отношения, в которых подразумевается "брак", а в прошлой части "друиды" и "магические практики". Архетипическая сказка - это не срез какой-то одной эпохи. Такая сказка - это бесконечный тоннель (телескоп) из прошлого в будущее и, наоборот, из будущего в прошлое, в котором собрана вся память человечества на некую ключевую тему, обычно, отвечающую за выживание. Слушающий сказку, может наблюдать одновременно множество феноменов, которые соответствовали различным временам и эпохам.
ps Мне очень симпатичен фильм "Семейка Крудс" студии ДримВоркс, кадры которого я поставила в две последние картинки этой статьи. В мультике довольно схематично показана суть древнего конфликта двух рас и очень позитивное его решение (выход с пользой для обеих сторон). Жаль, что в жизни все было иначе. Хочется надеяться, что пусть спустя тысячи лет, но на каком-то уровне человеческого сознания этот конфликт окончательно разрешается в наши дни. Раз такие фильмы появляются. И больше не будет у людей предпосылок для убийства себя и себе подобных.
Текст полностью авторский, фото взяты из свободных источников интернета. Полное или частичное копирование разрешается только с указанием ссылки на мой магазин!
Виктория Солнцева, ©