Тряпичные примитивы – моя большая любовь. Настолько большая, что современный детский магазин игрушек наводит на меня ужас. Чтобы как-то бороться с этой профессиональной деформацией, я стараюсь интересоваться куклами вообще, особенно промышленными и особенно историей их развития.
Несколько любопытных фактов.
Промышленная кукла сформировалась как коммерческий товар. Ее родиной считается Германия. Именно там впервые появилась система детских садов, и произошло переосмысление системы воспитания и функций игрушек. Но еще в первой половине XIX века немецкая кустарная игрушка завоевала российский рынок. Отечественные мастера с готовностью брали немецкие образцы, пробовали их повторять, и даже выдавали за иностранный продукт, копируя, в том числе и немецкие подписи.
Конец века был ознаменован расцветом немецкой кукольной индустрии, и объемы ее экспорта постоянно возрастали. В России существовали и свои предприятия, производившие кукол, но влияние на них западных образцов было очевидным.
Л.Г. Оршанский занимался изучением кустарной и промышленной куклы Германии, по его оценкам треть произведенной кукольной продукции Германии накануне Первой мировой войны покупалось русским рынком. Многие игрушечные конструкции приживались у русских мастеров, получали новую интерпретацию, и становились «народными». Известные «Куры на кругу» - изобретение немецких кустарей.
Фактором, спровоцировавшим переход к серийному производству, было появление новых материалов. Важную роль в кукольном производстве сыграл фарфор. Из материала для предметов роскоши он постепенно превращается в престижный и удобный для производства материал для кукольных головок. При своей хрупкости и не годности для активной детской игры, фарфоровая куколка становится очень популярной среди высших социальных слоев. Из женского образа она трансформируется во второй половине века в детский. Теперь куколки – это сверстники детей, со свойственной им наивностью и чистотой, а не женские грациозные модели.
В России производством фарфоровых кукол занимались заводы Гжели, московские фабрики, в хотьковских деревнях их расписывали, и часто выдавали за саксонские.
Большую популярность среди аристократических кругов получили немецкие купальные куклы «Замерзшие Шарлотты» - они были полыми внутри и не тонули. Замерзшими их называли из-за голубоватого оттенка фарфора, который производил впечатление, что кукла уже перекупалась и подмерзла. В России эти куклы были известны под кодовым названием – «Утопленнички», что свидетельствует либо о чувстве юмора, либо о врожденных садистических наклонностях потребителя этого товара.
Уменьшенная копия голенькой «Шарлотты» принимала участие в церемонии аристократического чаепития. Ею украшали тортики и размешивали сахар в чашках…
А с этой милахой мы повстречались на блошиной рынке Портобелло в Лондоне, и уже не могли расстаться… Теперь она живет у нас в мастерской.