Использование в ювелирном деле облагороженных камней не считается фальсификацией, однако согласно российскому законодательству продавцы обязаны оповестить покупателя о применении в реализуемом изделии облагороженных камней и методе их облагораживания, поскольку цена облагороженного камня ниже, чем сравнимого с ним по качеству необлагороженного.
В международной торговле деятельность по облагораживанию камней и реализация таких продуктов на рынке регулируется правилами Международной ювелирной конфедерации CIBJO, известными под названием «Blue Book». Согласно этим правилам, все облагороженные вставки разделяются на две группы: камни, для которых достаточно общей информации, и камни, в наименовании которых обязательно должны присутствовать слово «облагороженные» и метод облагораживания. К первой группе относятся вставки, облагороженные исторически сложившимися методами, такими как: залечивание трещин неокрашенными веществами типа масел, воска, смол (кроме стекла и синтетических материалов); парафинирование; термическая обработка и обесцвечивание (осветление). Ко второй группе относят вставки, облагороженные методами, открытыми сравнительно недавно, например, такими как: облучение, лазерная обработка, диффузионная обработка, НРНТ-обработка, окрашивание, нанесение специальных покрытий, цементация с помощью стекла, пластмасс или синтетических смол и др.
Например, при совершении торговых операций с сапфиром, цвет которого улучшен с помощью термической обработки (так называемые «прогретые камни»), допустимо наименование «сапфир», поскольку в соответствии с правилами CIBJO, он относится к первой группе. Если же сделка совершается с сапфиром, облагороженным методом диффузионной обработки, то его наименование должно быть «сапфир, облагороженный с помощью диффузионной обработки», поскольку данная вставка, в соответствии с правилами CIBJO, относится ко второй группе, но которой обязательно сообщение специальной информации.
Кроме описанного правила CIBJO, для облегчения коммуникации между специалистами ювелирного бизнеса из различных стран в международной торговле существует так называемый NET-код. Рядом с названием ограненной вставки проставляется одна из трех букв этого кода:
- N (Natural) - вставка была обработана только методами шлифовки и полировки;
- Е (Enhanced) - вставка, облагороженная с помощью общепризнанных, принятых в торговле методов (первая группа по классификации CIBJO);
- Т (Treated) - вставка, облагороженная методами, требующими предоставления дополнительной информации (вторая группа по классификации CIBJO).
Облагораживание камней предполагает использование некоторых физико-химических воздействий, результатом которых является повышение определенных потребительских свойств природного камня. Выбор того или иного метода облагораживания, в большой мере, определяется видом драгоценного камня и его индивидуальными характеристиками. В таблице показано, какие методы облагораживания могут применяться для тех или иных ювелирных минералов.
Термическая обработка
Насколько древним является этот способ облагораживания, можно только предполагать. Скорее всего, он был открыт задолго до новой эры. Так, в украшениях, изготовленных в Древнем Египте, были обнаружены «прогретые» карнеолы. Первые письменные упоминания подобных камней уже встречаются в книгах XI века. Однако первый научный источник, содержащий описание метода термического облагораживания аметистов и цитринов, относится ко второй половине XIX века. Развитие промышленного производства таких вставок начинается примерно в 70-х годах XX века с облагораживания рубинов и сапфиров.
С помощью температурных воздействий возможно получить: - изменение цвета; - улучшение окраски (в т.ч. обесцвечивание); - частичное повышение прозрачности; - образование эффектов иризации или астеризма; - образование на поверхности минералов трещин, создающих особый рисунок - «кракле». Изменение цвета чаще всего происходит при замещении в кристаллической решетке исходных ионов на ионы железа, титана, магния и др., которые являются центрами окраски. При обесцвечивании происходит обратный процесс - центры окраски вытесняются, и минерал становится бесцветным. Например, в природе встречаются аметисты, имеющие цвет от насыщенного фиолетового до слабо-голубого, почти бесцветного. Слабоокрашенные аметисты практически не находят применения, однако с помощью температурных воздействий можно получить ювелирные вставки с высокими потребительскими свойствами. При нагреве от 400 до 500 °С камни приобретают насыщенную желтую окраску, характерную для цитринов. При нагреве до 500-575 °С камень приобретает оранжевую или краснооранжевую окраску, не характерную для природных аметистов, что существенно повышает эстетические свойства и, соответственно, цену камня. Такую разновидность прокаленного аметиста называют «мадейра-цитрином» или «мадейра-топазом». Некоторые аметисты (например, из месторождений США, Бразилии и Замбии) при нагревании до температур порядка 400-450 °С меняют окраску не на желтую, а на зеленую, характерную для празеолита. Интересен и другой прием. Если нагревать аметист только с одной стороны (температуры порядка 350-400 °С), то при его охлаждении камень приобретет зональную окраску: с одной стороны сохранит естественную фиолетовую, с другой (нагретой) - станет желтым. Такие камни получили название «аметринов». Если ли же аметист нагреть до температуры выше 600 °С, можно получить камень молочно-белого цвета, по внешнему виду сильно напоминающий неблагородный опал. Кроме того, достаточно часто у таких камней может наблюдаться эффект переливчатости со слабым голубоватым свечением, тогда такой камень может служить имитацией лунного камня. Термическую обработку используют не только для аметистов. Так, неяркие бледно-зеленые бериллы в ходе нагрева (при использовании температур в диапазоне от 400 до 700 °С) приобретают небесно-голубую аквамариновую окраску. Хромсодержащие коричневые и красно-коричневые топазы из Бразилии при нагревании до температуры 500 °С сначала обесцвечиваются, а затем при медленном охлаждении приобретают красивый розовый цвет (розовые топазы крайне редко встречаются в природе). Такой же эффект можно получить для некоторых топазов из месторождений России, США и Японии. К сожалению, красивая насыщенно-розовая окраска топазов, полученная таким способом, нестойка, под действием солнечных лучей она выгорает. Коричневые цирконы после нагревания до тысячи градусов на воздухе приобретают золотисто-коричневую, реже -красную окраску; если же их нагреть в камере, свободной от кислорода, - голубую. Термическая обработка также широко применяется для улучшения уже имеющегося цвета, усиления или ослабления тона или интенсивности окраски. Так, сапфиры и рубины, содержащие избыток железа, которое снижает оптические характеристики самоцветов, после нагревания (при 700 °С) приобретают более привлекательный внешний вид, становясь более «чистоокрашенными» и прозрачными. Темноокрашенные (так называемые «чернильные») сапфиры из Австралии при нагревании до температур порядка 1500 °С в среде, насыщенной кислородом, частично обесцвечиваются и становятся ярко-синими, прозрачными. Также для обесцвечивания и получения более красивой изумрудной окраски используется термическая обработка темно-зеленых и темно-сине-зеленых турмалинов. Обесцвечивание широко применяется для цирконов. Дело в том, что циркон считается лучшей природной имитацией бриллианта, но бесцветные прозрачные цирконы в природе встречаются крайне редко (в настоящий момент не известно ни одного промышленно разрабатываемого месторождения), поэтому для имитации бриллиантов бесцветные прозрачные цирконы изготавливаются методом нагрева желтых и коричневых до температур 850-950 °С. Кроме того, термическая обработка может использоваться для повышения показателя чистоты. Например, нагревание корундов до температур 1600-1900 °С с последующим быстрым охлаждением в специальных средах способствует исчезновению характерных облакообразных включений рутила. Однако, нагрев до 1300 °С и последующее медленное охлаждение при регулируемых температурах способствует перекристаллизации рутила в форму иглоподобных кристаллов и возникновению эффекта астеризма. При термической обработке цирконов из Шри-Ланки иногда случайным образом возникает эффект «кошачьего глаза». Термическое облагораживание применяется практически всегда для янтаря. При медленном нагревании в янтаре завариваются поры и пузырьки, что ведет к значительному повышению прозрачности. Кроме того, на поверхности янтаря при этом часто наблюдается возникновение более темной медовокоричневой окраски. Создание на поверхности минералов эффекта «кракле» в основном применяется для минералов кварцевой группы и наиболее распространена для горного хрусталя. Причем, этот рисунок из микротрещин может быть заполнен в дальнейшем какими-то красителями или же бесцветными синтетическими смолами, способными создавать в камне эффект иризации. Таким образом, при определенном подборе условий термической обработки (температуры, времени и скорости нагрева, среды, в которой происходит процесс) могут быть улучшены потребительские характеристики минерала, а кроме того, из самоцветов одной разновидности могут быть получены более прозрачные камни различных, не характерных для данного вида ювелирных камней цветов, или с нехарактерными оптическими эффектами, а поэтому более ценные. Диффузионная обработка Этот вид облагораживания можно рассматривать как самостоятельный метод или как разновидность термической обработки. Сущность диффузионного метода заключается в том, что камни контактируют со специальными субстанциями, содержащими элементы, отвечающие за образование в минералах окраски (например, железо, титан, хром, марганец и др.). При нагревании эти элементы диффундируют в кристаллическую решетку минерала, образуя центры окраски и изменяя цвет минерала. Считается, что метод был открыт в 1949 г. во время опытов с синтетическими корундами Вернейля, при попытках создать синтетические корунды с эффектом астеризма. Широкое коммерческое использование метода начинается в конце 70-х годов XX века с появлением на рынке в 1975 году первых диффузионно обработанных сапфиров с ярко-синей насыщенной окраской. Диффузионная обработка слабоокрашенных корундов осуществляется при температурах 1750-1900 °С, при этом при диффузии в кристаллическую решетку ионов железа и титана получается насыщенная голубая или синяя окраска, при диффузии ионов хрома (в зависимости от их концентрации и свойств исходного минерала) можно получить красную, розовую или оранжевую окраску. В 2001 году на рынке в большом количестве появились ярко-оранжевые корунды, окраска которых была обусловлена ионами бериллия. Кроме бериллия стали также использовать ионы лития для получения «золотых» сапфиров. НРНТ-обработка Данный метод облагораживания был предложен производителями синтетических бриллиантов. Его суть в том, что при одновременном воздействии высоких давлений и высоких температур в течение нескольких минут, бриллианты способны изменять окраску. Первые образцы, облагороженные обработкой с помощью высоких давлений и высоких температур, впервые появились на рынке в 1996 году. Это были бриллианты, в дальнейшем известные под торговым названием «Nova». Изначально такие бриллианты имели выраженные желтые и коричневые оттенки (которые понижают группу цветности, а следовательно и стоимость бриллианта), но после воздействия в течение 3-х минут температур порядка 2 000-2 200 °С и давления 55-60 кБар, они изменяли окраску на зеленую и желто-зеленую. Немного изменяя условия обработки можно получать голубую и розовую окраски. С 1999 года американская фирма General Electric Со использует данный метод для обесцвечивания бриллиантов низких групп цветности. Такие камни известны на рынке под названием «Ge Pol», поскольку фирма маркирует свои бриллианты, нанося на рундист с помощью лазера данную надпись. Метод высоких давлений и высоких температур может быть также использован для получения черной окраски бриллиантов. Облучение То, что с помощью воздействия на минералы волновых источников энергии можно изменить их цвет, известно с начала XIX века, однако коммерческое значение этот метод облагораживания получает только во второй половине XX века, главным образом, для получения бриллиантов фантазийных цветов. Первые опыты по созданию методик облагораживания с помощью различного вида излучений проводились в США. При облучении бесцветных бриллиантов -частицами получалась насыщенная зеленая окраска (подобная окраске верделита), которая с помощью дальнейшей температурной обработки (537 °С) могла быть превращена в золотисто-желтую. В это же время осуществлялись попытки воздействовать на бриллианты нейтронным излучением, при этом получая светло-зеленую окраску, которая при последующем нагреве бриллианта до температур порядка 800 °С становилась золотисто-коричневой. С помощью воздействия электронами получали светло-голубые и светло-зеленые бриллианты; -облучение окрашивает камни в зелено-голубой цвет. В настоящее время облагораживание бриллиантов методом облучения проводят в ядерных реакторах. Исходным материалом служат камни низких групп цветности. При обработке желтоватых алмазов радиоактивным облучением могут быть получены более ценные бриллианты с голубым оттенком. Реакция бесцветных алмазов на радиоактивное облучение может быть очень разнообразной, что обусловлено технологическими условиями обработки. Так, облучение электронами позволяет получать зеленые, голубые и зеленовато-синие камни. При воздействиях нейтронами - бриллианты зеленого цвета, которые после дальнейшего высокотемпературного воздействия становятся розовыми, пурпурно-красными, коричневыми или оранжевыми. С помощью нейтронного облучения можно также получать черные бриллианты. Радиоактивность в кристаллах алмаза возникает при обработке электронами, нейтронами и -частицами. Невзрачные, почти бесцветные или бесцветные образцы топазов под действием радиоактивного облучения превращаются в насыщенно-голубые, желтые, желто-коричневые, оранжевые, розовые или зеленые. Для топазов применение находят -облучение, а также облучение электронами и нейтронами. Первые два способа позволяют получать светло-голубые камни. При воздействии нейтронами получают зеленовато-голубую окраску, которая при последующем отжиге становится насыщенной ярко-синей. Торговое название таких топазов «Лондонская лазурь» (London Blue). При комбинированной обработке нейтронами и электронами одновременно также получают насыщенный синий цвет, немного более светлый по тону, чем при нейтронной обработке. Данные камни известны на рынке под названием «Швейцарская лазурь» (Swiss Blue). Реализация топазов, прошедших облагораживание с применением нейтронного облучения, во многих странах ограничена, так как такие камни после обработки становятся радиоактивными. Для облагораживания турмалинов применяется -облучение. С помощью такого воздействия усиливают окраску розовых и желтых минералов, а темно-зеленым камням можно придать пурпурную или насыщенную персиковую окраску. Этот же вид облучения может использоваться для кварцев. С помощью -облучения бесцветные или слабоокрашенные кварцы приобретают насыщенную темно-коричневую окраску раухтопазов. В процессе дальнейшей термической обработки при температурах от 140 до 280 °С кварцы приобретают насыщенный зеленовато-желтый цвет. На рынке эти камни известны под торговым названием «лимонные цитрины». Бесцветные железосодержащие кварцы (которые, правда, в природе встречаются не часто) с помощью данного вида облучения приобретают аметистовую окраску. Для облагораживания кварцев также может использоваться ультрафиолетовое воздействие. Так, при воздействии ультрафиолетового излучения слабоокрашенные грязновато-серые или грязно-зеленоватые слои агатов вследствие окисления и дегидратации гидроксидо |