Мода — лакмусовая бумажка многих процессов, происходящих в обществе, этим она интересна и всегда актуальна, говорит председатель Наблюдательного совета Fashion Syndicate St. Petersburg Никита Кондрушенко. Мода — это то, что всех вокруг заражает и распространяется по странам и континентам — настоящая пандемия, но эстетическая.
Причины ее появления не всегда понятны и не всегда имеют рациональное объяснение. Например, появление мини-юбки объяснить можно. Это объективная реакция, направленная на усиление сексуальной привлекательности женщины после долгих суровых лет аскетизма. Понятно, что мода — следствие социальных процессов — иногда явных и понятных, иногда нет.
Меня на протяжении многих лет смущает внедрение в массовое сознание некоторой вульгарности остромодного женского образа — кричащей, открытой чувственности, иногда за рамками приличий. И сразу понятно, с чем связана эта крайность — с очевидной демонстративной феминизацией мужчин. Вот что вызывает желание обострить истинно женскую сексуальность, выдвинуть ее на первый план. И иногда приводит к реальному нарушению правил приличия.
Посмотрите, что предлагает мужская мода в последние годы — происходит последовательная фемизация мужского образа.
Дизайнеры многих известных брендов не могут абстрагироваться от реальности, от обшего интереса. Предложение всегда появляется, когда есть спрос. Дизайнер может что-то предугадать даже интуитивно. Тем художник и отличается, что он сенсорно, неосознано, на уровне подкорки угадывает зарождающуюся потребность в обществе и вдруг выдает некоторый эстетический продукт, который находит своего потребителя.
В самое ближайшее время мы столкнемся с еще большей напряженностью между женской и мужской женственностью в модных тенденциях. А затем произойдет затишье и координальные перемены в сторону брутализации мужской моды.
Вспомним пышную фемизацию мужской моды во франции при Людовике 14.
И в Англии в эпоху Регентства при Георге 4.
В те времена были и щеголи, но большая часть населения носила традиционные мужские костюмы — в моде всегда существовала альтернатива.
Мода возвращается, но не полностью, а духом, фрагментами, элементами. Вдруг снова становятся популярны элементы 70 или 80-х. Сегодня мы видим это на Неделе моды. Но никогда ничего принципиально нового, не имеющего отношения к прошлому не появляется. Применение новых материалов, красок, технологий на опыте поколений создателей моды.
Мы давно не видели таких взрывных предложений, новых эстетических прорывов, как это было с Коко Шанель, которая изменила представление о том, что можно и нужно носить женщине. Не надо забывать, что одежда на протяжении тысячелетий была инструментом жестокой социальной принадлежности. И Коко все это разрушила. Несомненно, ее революции в моде способствовали серьезные исторические и социальные изменения, которые Коко очень чувствовала.
Она начинала, находясь на самом дне социальной иерархии, а в силу обстоятельств оказалась наверху, перевернув не только свою жизнь, но и мир моды. Такой сильный характер! Не всегда дизайнеру выпадает счастье родиться в такой переломный момент истории.
Мода отвечает и реагирует на на любые перемены в обществе. Эпоха перемен благоприятна для революционных идей и смелых экспериментов, на смену которым приходит затишье. Тогда дизайнерам приходится вызывать на помощь идеи прошлого- приспосабливать их, корректировать и немного осовременивать, добавляя некоторую стилизацию — так исторический костюм приобретает новую жизнь.
Позвольте на этом закончить экскурс в историю.
В следующей части статьи заглянем в будущее моды.
Продолжение следует.