Под словосочетанием «керамика раку» скрывается два взаимоувязанных понятия. Первое — это традиционная керамика-раку, используемая в чайной церемонии в Японии, возникшая в XVI веке с легкой руки мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю и ставшая одним из символов японской культуры. Создателем керамики-раку считается Танака Тёдзиро, семья которого уже много столетий делает специфические чайные чаши без применения гончарного круга — немного неровные и без сомнения олицетворяющие собой философию дзен-буддизма и эстетику «скромной простоты» ваби-саби. Подробнее об истории японской керамики мы писали в своей статье «Керамика Японии — изящество в простоте», где систематизировали основные этапы развития японской керамики от IV века до н.э. до современности.
Второе понятие — это технология «раку», которая применялась до конца XX века при изготовлении керамики-раку в Японии и распространилась в итоге на весь мир.
В Европу технологию привез английский керамист Бернард Лич (Leach, Bernard), (1887—1979), открывший в Лондоне в двадцатые годы прошлого столетия керамическую мастерскую и познакомивший европейцев с уникальными цветовыми градиентами «раку».
Сейчас в Японии технология «раку» почти не применяется после запрета там промышленных печей на твердом топливе. Тем не менее, небольшие предметы продолжают делать, поскольку технология позволяет создавать уникальные по своим художественным качествам вещи. Технология «раку» очень любима художниками-керамистами всего мира, благодаря возможности получать необыкновенные эффекты глазури, в силу особенностей химических реакций, происходящих во время обжига и, самое главное, во время остывания изделия.
Эффекты в глазури получаются настолько неожиданными, а глубина цвета настолько великолепна, что при взгляде на эту керамику невольно вспоминаешь о бескрайних просторах вселенной с россыпями звезд и сиянием галактик. А шоковый эффект от быстрого охлаждения добавляет керамике растрескавшуюся поверхность — усиленный многократно эффект «кракле».
Таким образом, только технология «раку» дает мучительно искомый художниками-керамистами результат — глубина и сочность цвета в сочетании со «звездными» искрящимися вкраплениями металлов, богатая фактурная поверхность и драгоценная простота формы. Вероятно, именно это искал в керамике великий французский керамист Эрнест Шапле, экспериментировавший с глазурями до самой своей смерти.
Обжиг "Уржумской Мадонны" в технике раку на пятом керамическом симпозиуме, организованном Вятским художественным музеем им. В. М и А. М. Васнецовых. В числе участников симпозиума был и наш технолог Дмитрий Александрович Холево, чью работу в технике «раку» взяли в экспозицию музея.