Продолжаем наш разговор об истории возникновения цветоделия, на этот раз — в Европе.
В Европе искусственные цветы широко применяться стали в 16 веке. Они служили украшением для платьев, шляп, костюмов, причесок и интерьеров дворцов. Например, в Италии богатые дамы вставляли в волосы цветы из закрученных лент или золотой фольги, цветы пропитывались ароматами духов и стоили как дорогие драгоценности. Монахи в Италии научились делать настоящие шедевры, которые очень напоминали живые цветы. Ими украшали статуи Мадонны.
Кроме того, под присмотром церкви, шелковые или металлические цветы могли быть использованы только для украшения алтарей. Самым известным искусственным цветком в истории является Золотая роза, которую Папа, глава католической церкви, в Воскресенье роз дарует царственному лицу, отличившемуся за истекший год наибольшей добродетелью.
Эта традиция берет свое начало в XI веке и установлена Папой Львом XI. Роза имеет золотой стебель длинной более метра, на лепестках цветка выгравированы имя Папы и различные добродетели того лица, которому роза предназначается. Листья розы усыпаны крошечными бриллиантами, изображающими небесную росу. В 1655 году доминиканские монахи при изготовлении искусственных цветов стали применять желатин из рыбьих хрящей. С его помощью пропитывались ткани, предназначенные для изготовления цветка. Французским королем Генрихом IV в конце XVI века была введена должность придворного плюмазьера – мастера, производящего цветы из перьев птиц.
В окружении короля Франции применялись цветы из плиссированного шелка, которые были привезены из Италии и китайские цветы из очень тоненьких ленточек. В 17 веке искусственные цветы особенно популярны. Модными становятся, так называемые бутоньерки – букетики, которыми украшали одежду. В 18 веке появляются шикарные искусственные цветы, присыпанные пудрой из золота или серебра и вставками из драгоценных камней: бриллиантов, жемчугов, изумрудов, сапфиров. Законодательницей моды в это время была Франция.
Свадебные церемонии у разных сословий и в разных странах всегда украшались цветами, в том числе и искусственными.
К концу 18 века Италия, Франция, Богемия, Саксония и Швейцария становятся основными поставщиками искусственных цветов, появляются новации в искусстве изготовления цветов из ткани: специальные инструменты, новые технологии окрашивания ткани. На весь 19 век искусственные цветы из шелка, бархата, парчи прочно закрепляются на корсажах, юбках, шляпках, веерах, зонтиках, лацканах пиджаков великосветских дам и господ.
Сейчас мы немного отвлечемся от истории создания искусственных цветов и познакомимся с досугом высшего общества в 19 веке. Бал, бал, бал! Чем занимались дамы и кавалеры на балах? Конечно же танцевали! танцы могли продолжаться от 15 до 45 минут, а то и больше.
После такой нагрузки хотелось отдохнуть, заняться чем-то спокойным. Игры были непременной принадлежностью светских гостиных. Салонные игры, их называли petit-jeux, создавали атмосферу непринужденности и шутки. Игроки старались демонстрировать быструю реакцию, умение импровизировать, иногда рифмовать.
Наравне с музыкальными и литературными салонами, высшее общество развлекалось игрой в шахматы, в бильярд, а также досуг скрашивали карты, фанты, рифмы, шарады, каламбуры, живые картины.
К середине 19 века невероятно популярной становится салонная карточная игра – Флирт цветов, где два собеседника могут тайно разговаривать друг с другом в присутствии многих. Язык цветов очень популярен в это время в Европе. С помощью цветов кавалеры и дамы выражают свои эмоции, назначают свидания, признаются в любви. Этикет того времени ограничивал возможности общения людей, да и скромность и застенчивость встречались гораздо чаще, чем в наши дни. Как же тогда дать понять юной прелестнице, что она вам понравилась? Как же сообщить блистательному кавалеру, что вы склонны ответить на его ухаживания? Как сохранить вашу беседу в тайне? Ответить на этот вопрос можно двумя словами — карты флирта или же флирт цветов.
Секрет популярности игры заключался в том, что с ее помощью легко преодолевалась застенчивость, влюбленные могли откровенно признаться друг другу в своих чувствах у всех на глазах, сохраняя при этом полную тайну взаимоотношений.
Печатались карточки с названиями цветов. Использовалось 10-15 названий, и каждому названию соответствовала какая-то фраза. Фразы на каждой карточки не повторялись. Всего таких карточек в наборе могло быть от 45 до 100 штук. Соответственно и "фразовый запас" был достаточно большим. Доступ к этим карточкам имели все желающие. Каждый, кто пожелает, втайне от других присутствующих, сказать что-либо кому-нибудь из участвующих, обменяться с ним взглядами, выбирает по карточкам соответствующую его желанию или настроению фразу и, передавая её лицу, с которым намерен завести разговор, называет вслух только цветок, название которого стоит перед намеченной им фразой и ожидает ответа.
Например, вы посылаете даме, незнакомой, и оттого такой желанной, карточку и произносите: "Левкой". В ней написано: "Вы завладели моим сердцем". Или "Роза": "Я влюблён, влюблён как мальчик". Она может ответить, найдя соответствующую карточку и названия цветка: "Вы смелы на словах, посмотрим как на деле", "Что прикажите делать?", возможно, так: "С Вами попадёшься " или "Опасный Вы человек", а может и вовсе: "На что Вы мне?".
Так как на всех карточках помещены наименования всё тех же цветов, то ни ревнивый супруг, ни лучшая подруга, ни симпатичный сосед не знают тайну вашего разговора. Если вы не нашли подходящей фразы на картах, которые у вас в руках, можно заменить часть их или все на лежащие на столе. В этой забаве нет очередности хода, нет и самих ходов - это просто светская беседа. Просто вместо фраз вы слышите названия цветов.
Вот такие шалости, с "помощью" цветов, можно сказать - искусственных, позволяли себе дамы и кавалеры в 19 веке. В этой статье мы охватили коротко историю развития цветоделия в Европе на пртяжении трех веков , а продолжение опять следует!