Зима уже вступила в свои права, всем хочется тепла и уюта. И по такому поводу мы хотим познакомить вас с мастером
— Наталия, Вам, как никому другому известно, что никогда не поздно что-то поменять. Расскажите, чем Вы занимались до того, как валяние появилось в Вашей жизни и сумело вытеснить прежние увлечения и старую работу?
— С тем, что «никогда не поздно», я не могу согласиться в полной мере — бывают иногда такие беспощадно катастрофические опоздания... Но сегодня ведь мы о другом :) Валяние ничего из моей жизни не вытесняло — оно появилось как еще один вид домашнего рукоделия. Я росла в достаточно патриархальной семье, как говорят, «с хорошими традициями и строгими правилами». Две совершенно волшебные бабушки учили меня шить, вязать, вышивать, рисовать. А папа учил готовить... и писать стихи :) Поэтому, наверное, я не продолжила семейную медицинскую традицию, а поступила в театральный институт. А потом, независимо от мест работы, я всегда любила что-нибудь необычное из одежек придумать себе или дочке. Это никогда не было лишним. Да и работа в музыкальном издательстве способствовала развитию креатива во всей остальной заофисной жизни. Но валяние шерсти — очень затягивающий процесс. В силу того, что десять лет назад практически не у кого было учиться, приходилось много экспериментировать. Это как ребенка растить, с первых эмоций и зубиков — всё совершенно новое и буквально проникает в твою кровь. Вот я и стала войлокозависимой :) В какой-то момент от офисной рутины очень устала, а в творчестве уже наметились кое-какие «успехи», и я нырнула… или взлетела, если хотите. К счастью, было еще не поздно что-то менять в моей сорокалетней жизни.
— Вы упоминали, что у Вас искусствоведческое образование. А какое место оно занимает в Вашей жизни сейчас, помогает ли оно в Вашем нынешнем творчестве?
— Да, по образованию я искусствовед, историк музыкального театра. Настоящее академическое гуманитарное образование накладывает на всю жизнь неизгладимый отпечаток. Литература, музыка, живопись, архитектура, театр — это живое и активное наполнение мозга. И, естественно, это жизнь души. Конечно, можно было бы и подольше на эту благодатную тему порассуждать :) Но если говорить именно о моем творчестве, то очень помогает знание истории костюма и истории вообще. Помогает придерживаться близких мне стилистических направлений, не устраивать мешанину и бардак, прикрывая это красивыми словами о «творческом беспорядке» и «авторских откровениях».
— Вы создаете свои теплые войлочные творения вот уже десять лет. Как Вы познакомились с валянием, в какой момент поняли, что это именно то, чем Вы хотите заниматься?
— О войлоке, как виде творчества, я узнала совершенно случайно — в одной из поездок в Европу. Увидела, как во время уличного фестиваля солидного возраста дама собирает цветочек из шерстяных лоскутков для валяной шляпки. Примитивный цветочек. Да и шляпка не шедевр. Но это я сейчас уже понимаю :) А тогда мне показалось чудом всё, что она делала! Я вернулась в Москву, но в наших магазинах не нашла тогда никакой шерсти для валяния. Попробовала свалять бусинку из любимого кота :) Вернее, из мягкого кошачьего пуха. Получилось, но немного не то, что хотелось бы в идеале. И идея была задвинута в дальний угол еще на пару лет. А потом, хвала интернету, удалось посмотреть какие-то примитивные видеоролики и фотоуроки. Ну а характер у меня, как у многих Овнов: если уж решила — сделаю. И два года подряд я училась валять буквально каждый день. За счет отдыха и сна чаще всего. И как-то это занятие постепенно стало самым любимым, а потом и основным.
— Многие мастера подходят к процессу валяния по-разному, кто-то использует большое количество воды и разницу температур, другие создают работы с помощью виброшлифовальной машинки. А как валяете Вы?
— Думаю, особых секретов в работе у меня нет. Я не люблю болото на рабочем месте, поэтому использую умеренное количество воды комнатной температуры или чуть теплее. Не использую термошок. У меня есть односкоростная шлифмашинка (японская, но это только из-за того, что она тише жужжит), иногда я ее применяю в нунофелтинге. При работе с неокрашенной шерстью и флисами никакую технику я не применяю, только руки. Для катания рулонов у меня есть пластиковые трубы разной длины, веса и диаметра. По старинке использую полиэтиленовую воздушно-пузырьковую пленку и бамбуковые коврики. Ничего такого хитрого и необычного. Стол вот у меня отменный — 210х120 см, но раскладывается до 300х150. И он на 12 см выше стандартных столов — это хорошо для спины при долгой раскладке материала. Еще важный момент — освещение, довольно мощные лампы дневного света облегчают работу особенно по вечерам. Ну и еще, моя гордость — отличные болванки для шляп и колодки для обуви — их собственноручно сделал мой муж, учтя все мои пожелания.
— Существует огромное множество сортов шерсти для валяния. А из каких материалов творите Вы?
— Так уж получилось, что я попробовала работать с самой разной шерстью. Конечно, появились и предпочтения. Я много работаю с мериносом 16, 18, 21 мкн, топсом и кардочесом ромни и коридейла — для базы, основы войлока. Для декора использую самые разные виды флисов — необработанной шерсти, локонов и кудрей, всевозможные волокна и ткани. Но, в отличие от многих других мастеров, я очень консервативный приверженец именно натурального сырья. Не люблю синтетику совсем. Сама не ношу и для войлока не использую. Натуральные волокна дают грандиозный простор для творчества и экспериментов. Тут и без синтетики неизученного еще на годы и годы работы. Ну а из менее распространенных видов шерсти очень люблю исландскую лопи — сложный в работе, но очень красивый и практичный в готовом войлоке материал. И очень люблю совмещать разные виды шерсти в одном войлочном полотне.
— Вы создаете вещи в стиле эко и бохо, сочетаете разные фактуры — валяные и вязаные, расскажите, как Вы пришли именно к такому симбиозу техник?
— Еще лет пять–шесть назад многие мастера-войлочники говорили, что к войлоку грешно ножницами прикасаться, и что смешивать техники нельзя… Вот тут мне как раз образование искусствоведческое и помогло — смешение техник и материалов всегда рождало что-то новое и интересное. Я только позволила себе немного поэкспериментировать.
С самого начала моего «войлочного пути» я решила не останавливаться на предпочтении какому-то одному стилистическому направлению — гораздо интереснее оказалось грамотно совмещать в современной рукотворной войлочной одежде разные исторические эпохи и стили. А значит, к шерсти и декоративным волокнам, как исходному материалу, добавились разнообразные фрагменты текстиля, кружево, винтажные бусины и пуговицы, бархатные ленты и шелковая тесьма, элементы из натуральной кожи, связанные вручную трикотажные детали. Это было и остается для меня совершенно естественным процессом с закономерным результатом.
— Есть ли среди Ваших работ какие-то, к которым Вы относитесь по-особенному?
— Ну вот как-то нелюбимых работ у меня нет. Есть те, которые дались тяжело… А из самых дорогих сердцу — синее и белое платья, большие уютные сарафаны, «совиные» куртки. Хотя нет, на самом деле, все самые любимые и особенные для меня, и каждую вещь стараюсь делать так, чтобы отдавать было жалко.
— Помните ли Вы свою самую первую авторскую работу? Расскажите о своей первой продаже на Ярмарке Мастеров.
— Первой проданной работой была сумка, мне самой она тогда казалась шедевром. Кстати, с дизайном там всё было хорошо, может быть даже когда-то сваляю что-нибудь «по мотивам». А продажи на Ярмарке Мастеров начинались с тапочек — это всегда востребовано :) И как-то легко и радостно всегда общение с покупателями складывалось, буквально с самого начала. Но тогда я даже не мечтала о том, что у меня будет
— У Вас много персональных заказов, есть ли какие-то особенности в таком творчестве? Расскажите о своих принципах работы с покупателями.
— Вот про «много» это, конечно, хорошо звучит :) Но есть заказы — ровно столько, сколько могу сделать. Я очень кропотливо каждую вещь делаю, буквально «вылизываю»… И очень люблю всех своих заказчиков :) Это ведь именно они дают мне возможность развиваться! Мои заказчики мне доверяют и не навязывают свои взгляды. А я к их пожеланиям всегда очень внимательно прислушиваюсь — ведь, покидая мою мастерскую, войлочные вещи должны стать любимыми. Так вот мы и общаемся с людьми (не называю заказчиков клиентами — это такое неживое слово), при взаимной симпатии и уважении :)
— Как получилось, что Вы оказались в Канаде? Легко ли Вам было вливаться в жизнь незнакомой страны?
— Ну вот! Сакраментальный вопрос :) Все об этом спрашивают! Я вышла замуж за канадца, заказавшего у меня на Ярмарке Мастеров валяный свитер. Вот так! То есть он сначала свитер заказал, потом уже мы стали общаться в скайпе, потом встретились… Это жутко романтическая история — можно написать книгу или сценарий кинофильма :) С момента этого заказа по сегодняшний день прошло четыре с половиной года, два из которых я уже постоянно живу в Канаде. Ну а поскольку я не уезжала из России в Канаду за «лучшей» жизнью, а летела к любимому человеку, проблем с адаптацией на новом месте у меня не возникло совсем. Да и люди тут очень доброжелательные. А свитер муж сейчас не носит — храним как семейную реликвию.
— Оладьи с кленовым сиропом, конная полиция, бобры и хоккей — пожалуй, о Канаде в России знают не так много. А что Вам нравится в этой стране больше всего?
— Про кленовый сироп и бобров — это, конечно, так и есть… Конная полиция в Москве тоже есть. А вот летняя форма полицейских — шортики короткие и рубашки с коротким рукавом — это зрелище эффектное, к нему не сразу привыкаешь. Но самое приятное для меня, при том, что мы живем в Торонто, в современном мегаполисе, то, как бережно и чутко люди соседствуют с природой. Белки, еноты, бобры, бурундуки, утки, гуси, лебеди, цапли, черепахи и всякая другая живность тут не заповедная экзотика, а просто «соседи по планете». Животные даже в центре большого города совершенно не боятся людей — они даже не представляют, что их могут обидеть… И еще тут очень-очень много цветов, с ранней весны до поздней осени — удивительно красиво.
— В Канаде множество национальных парков, удивительной красоты озер, водопадов. А что из канадской природы больше всего вдохновляет Вас на творчество, что нашло отражение в Ваших работах? В чем еще, помимо природы, Вы черпаете вдохновение?
— Это буквально в продолжение предыдущего вопроса. Тут изумительно красивая природа. Иногда я камерой смартфона снимаю мимолетности — просто ради цвета и света — это практически готовые эскизы палантинов, к примеру.
А иногда вдохновляет настроение, то, как дышится в парке или на улице. Из окна мастерской я каждый день вижу озеро Онтарио — огромное и безбрежное. Удивительная любовь людей к своему городу, к своим домам. Улыбки прохожих. Высоченные фонари вдоль дорог, похожие на НЛО. Музыка любимая. Все в жизни — вдохновение. Даже грусть иногда становится началом чего-то прекрасного.
— Существует мнение, что Канада похожа на Россию, действительно ли они похожи и чем, на Ваш взгляд, отличаются?
— Это такое расхожее мнение. Да, тут тоже растут березы. Но их несколько разных видов. А еще тут есть рябины и калина (сама видела не раз). Климатические условия в чем-то схожи. Но все равно, природа другая. И Канада менее плотно заселена, чем Россия. Хотя русских эмигрантов тут много, и русскую речь очень часто можно услышать. Много выходцев из бывшего СССР — украинцев, поляков, литовцев, казахов, армян. И все очень мирно тут уживаются. Канада очень гостеприимна. Но для нормальной жизни тут надо много и хорошо работать, просто так «быть на плаву» мало у кого получается.
— Вы посещали Россию уже после переезда? «С чего начинается Родина» для Вас? Есть ли что-то, что неизменно напоминает Вам о России?
— Да, я была в Москве летом прошлого года. Я люблю Москву как человека. Наверное, это очень сентиментально. И это очень личное, интимное чувство такое — любимый город… Это, пожалуй, как в «Песне о Москве» группы «Несчастный случай» — ненаглядный город мой. Люблю Преображенку и Сокольники, Аптекарский огород, Арбатские переулки. Смотрю тут в Канаде русские фильмы онлайн, читаю книги, слушаю музыку, созваниваюсь с близкими… Всё напоминает, конечно :) Это ведь больше сорока лет моей жизни…
— В России Вы проводили мастер-классы по валянию. Даете ли Вы такие уроки в Канаде? Посещали ли там занятия других мастеров?
— В какой-то период я очень много мастер-классов проводила в Москве. Потом появилось чувство усталости что ли… И времени на собственное творчество стало катастрофически не хватать. Поэтому уже несколько лет я даже индивидуальные мастер-классы не провожу. Иногда покупаю видеоуроки других мастеров (преимущественно российских) — любопытно, интересно, у каждого свой подход к материалу и технике. Но, если честно, в массе своей, всё то, что так любят российские мастера-валяльщики называть «авторскими техниками» — это пока только слегка усовершенствованные технологические приемы, давным-давно применяемые европейскими и американскими художниками-фелтмейкерами. Но я хочу подчеркнуть, что это открытия именно художников-фелтмейкеров. Домохозяйки-рукодельницы тут с шерстью не особенно ладят — их рыхлый и лохматый бугристый префельт, на мой взгляд, еще нельзя назвать войлоком. В России в этом плане к войлоку, как к виду творчества и рукоделия, с самого начала подошли очень основательно. На лету подхватив технологические и дизайнерские идеи, мастерицы их используют и дорабатывают. Поэтому с чистой совестью можно сказать, что в России много отличного войлока и прекрасных мастеров.
— Как Вы считаете, можно ли достичь в своем деле такого уровня, когда больше нечему учиться?
— Вот про все дела — не скажу, не знаю :) А если речь о войлоке, я уверена, что как только решишь для себя, что всё понятно и достигнуто — надо бросать это занятие. Потому что это только иллюзия. На самом деле, войлок безграничен. А океан не переплыть…
— Есть ли у Вас какие-то занятия, помимо валяния, которые Вы бы могли назвать своими хобби? Какое времяпрепровождение приносит Вам особенное удовольствие?
— Хобби — фотография. Люблю ловить мимолетности и красивые фрагменты. Люблю читать и слушать музыку. Люблю хорошее режиссерское кино — вдумчивое и сложное. Люблю театр. Люблю гулять в парке и по кромке озера… Люблю долго разговаривать о кино и литературе с дочкой.
— Ваш дочь Богдана очень творческий человек. Как Вы считаете, творчество передается «по наследству»? А можно ли привить способности к творчеству?
— Богдана — моя радость и тревога одновременно :) Она — самое главное мое творческое достижение в жизни. И самая большая удача. Она художник по духу — это ее суть. Не знаю, зависит ли это от генетики, но в ней есть очень много прекрасного и талантливого от нескольких поколений нашей семьи. Мы не пытались ей ничего прививать в творческом плане, просто прекрасная музыка, живопись, литература всегда были ее спутниками с самого рождения.
— Есть ли у Вас мечта в творческом плане?
— Мечта есть — чтобы как можно дольше оставаться «в строю», чтобы и вдохновения, и здоровья хватило еще лет на сорок, вот тогда я успею свалять свою Войлочную Вселенную :) А что сама не успею свалять — оставлю в чертежах, расчетах и записях внукам и правнукам…
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Ну я не мэтр всезнающий, чтобы давать такие советы… Я могу только предупредить о том, что не стоит обольщаться — легко не будет! Это очень таки тернистый путь — творчество и профессиональное рукоделие. Надо долго, много и усердно учиться — набираться опыта и закреплять навыки. Раньше я своим ученикам всегда говорила, что продвинуться в войлоке можно только оригинальностью и качеством. Это актуально для любого рукоделия. Слабые тут не выживают.