В своей заключительной публикации на тему истории возникновения искусственных цветов, я хочу рассказать о цветочном рукоделии в России. Искусство изготовления цветов известно давно. Цветоделие, по самой своей природе, рождалось из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его быту. Первоначально изготовление цветов носило сакральный характер. Это объясняется тем, что сначала ими украшались храмы. Нельзя говорить о древней славянской культуре, не упоминая цветов. Они сопровождали жизнь человека в ритуалах, обрядах и быту. При доскональном изучении и оценки славянской культуры хочется особое внимание уделить венку. Славяне мастерили ароматные венки, украшая их листьями, колосками и свежими цветами.
Лучшим украшением для девушек и юношей во время народных праздников служили венки из ярких полевых цветов. Венки использовались также для гаданий. На Ивана Купалу девушки пускали их на воду и по тому, как они поплывут, старались узнать свое будущее.
В наше время старинные обычаи возрождаются: молодежь, которая интересуется историей своей страны, проводит реконструкции древних обычаев и праздников, используя наравне с живыми и искусственные цветы.
В старину изготовление венков было настоящим рукоделием. Приобретенные в работе навыки в дальнейшем давали женщинам и девушкам возможность осваивать приемы плетения, вязания, ткачества и вышивки. Древнеславянский обычай украшать голову невесты венком сохранялся на протяжении многих лет и в наши дни его популярность возрождается.
Не только в России, но и в других странах: Болгарии, Словении, Германии,Польше и Малороссии венок сопровождал девушек в быту и в праздники. .
В России шелковые цветы появились значительно позже, чем сами ткани. Это объясняется тем, что вплоть до XVIII века шелковые ткани привозили из Средней Азии или из Китая, и они были очень дорогими. В XVIII веке, когда шелковичных червей начали разводить и в России, в Москве и Петербурге появились шелковые мануфактуры. Ткани подешевели, и тогда их стали использовать для изготовления цветов. Но все-таки главной причиной стало изменение самого стиля жизни. Русским женщинам, которые в основном носили одежду старинного покроя,
искусственные цветы были ни к чему, а в середине XVIII века, когда балы и различные увеселения стали неотъемлемой частью повседневной жизни, изменились и женские туалеты. Их стали заказывать в Париже или в Петербурге у французских портных.
Тогда же французские мастерицы стали открывать в Москве и Петербурге мастерские, где изготовляли шелковые цветы. Этому удивительно красивому искусству стали учиться и русские барышни. Уже во времена Пушкина шляпки, украшенные цветами, стали делать даже в небольших провинциальных городах.
Кстати, искусственные цветы носили тогда не только женщины, но и мужчины. Небольшой букетик белоснежных цветов жасмина или белая шелковая роза придавали элегантность ослепительно черному фраку и хорошо гармонировали с белоснежной накрахмаленной манишкой.
В России искусственные цветы появляются в конце 18 – начале 19 веков, их привозят вместе с парижскими туалетами и продают наряду с ювелирными украшениями. С этого времени изготовление искусственных цветов становится одним из видов рукоделия , чуть позже появляются специальные школы рукоделия, ремесел и изящных работ, но только в 1894 году в Санкт-Петербурге появляется первое полное руководство на русском языке по изготовлению искусственных цветов из ткани, воска, бумаги и кожи, которое дает возможность всем желающим научиться этому изящному виду искусства. К началу 20 века в России появляется несколько сотен мастерских, занимающихся изготовлением искусственных цветов. Из Франции и Германии приезжают мастерицы, чтобы давать уроки изящного рукоделия в профессиональных школах и в женских учебных заведениях .
На протяжении всего 20 века в России мода на искусственные цветы то затухала, то с новой силой начиналась вновь.
Во времена НЭПа модницы украшали искусственными цветами, в основном, шляпки и наряды невест.
Настоящий цветоч ный бум разразился в 1930-х годах, когда в Большом Театре прошёл балет "Красный мак" композитора Глиэра на тему китайской революции.
Именно тогда появились духи и одеколон "Красный мак" с пряным восточным ароматом, а красные маки из щёлка и бархата стали украшать шляпы, платья, пальто.
В последующих годах это искусство считалось «пережитком буржуазного прошлого» и было забыто. Оно частично возродилось после Отечественной войны, когда к России была присоединена Прибалтика. Там традиция украшения одежды декоративными цветами не прерывалась, и ее переняли офицерские жены. Именно в военных гарнизонах, рассеянных по всей огромной стране, женщины шили, вязали, украшали одежду и свои скромные жилища, и во многом им мы обязаны тем, что в нашей стране сохранились различные художественные техники и ремесла. В 50-х годах в СССР появляются журналы мод и Дома моделей.
Так как вся страна после войны жила очень трудно, основная масса населения забыла о моде и украшениях в виде искусственных цветов, они остались в коллекциях Домов моделей, в среде богемы и обеспеченных граждан. В 1958 году в СССР был официально разрешен показ мод, а на улицах прекратили преследование людей в модной одежде. Это решение создало соответствующую атмосферу и позволило организовать показ Christian Dior в Москве. 12–16 июня в 1959 году в зале "Труд" дома культуры "Крылья Советов" в Москве впервые состоялись показы летней одежды французского дома мод Christian Dior. Это был первый показ мод из капиталистической страны в СССР. Прогулки по Москве моделей в платьях французского модельера запечатлели фотографы журнала Life.
Сейчас цветочные композиции являются актуальным аксессуаром не только женского, но и мужского костюма, они уже давно вышли за рамки свадебных туалетов и шествуют по самым известным подиумам мира в коллекциях домов моды "Шанель", "Валентино", "Гальяно", "Кристиана Лакруа" и других известных дизайнеров, придавая им яркую индивидуальность. В России искусственные цветы частые гости коллекций Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина и других мастеров моды.
Цветы украшают наш быт, они стали неотъемлемой принадлежностью праздников, семейных и общественных торжеств. Цветы – символ любви и верности, символ уважения и памяти. Цветы – самое скромное и доступное украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение.
К великому сожалению, живые цветы недолговечны. Но люди могут творить чудеса. Они научились создавать искусственные цветы, подражая самой природе. Это настоящее искусство со своими строгими правилами и законами, которые позволяют добиваться максимального сходства, раскрывать природную красоту каждого цветка, подчеркивая его характерные детали и особенности. Современные мастера создают свои шедевры для вас — любители эксклюзивных украшений, для неповторимости вашего образа и украшения любого интерьера.