Что мы имеем в виду, говоря об индивидуальности и неповторимости того или иного произведения скульптуры? Несомненно, в первую очередь мастерство и оригинальность замысла его автора. И всё же немалую роль, на мой взгляд, в неповторимости скульптурного произведения играет выбор материала. Особенности материала - его текстура, фактура, начальная форма - влияют как на формирование авторского замысла, так и на конечный вид и образ произведения.
Мне не нравится термин "лесная скульптура", применяемый к художественным изделиям из дерева природных форм. В нём я чувствую некоторое пренебрежение со стороны тех, кто привык лепить и ваять, не особенно оглядываясь на свойства послушного ему материала. Между тем, вписать некий образ в причудливый и корявый кусок природного дерева, сохранив и использовав его фактуру - задача, решаемая с немалым трудом, с отказом от привычных пропорций и стереотипов. Требуется большая деликатность в работе с природной поверхностью и формой, а результат этой работы зачастую оказывается далёким от ожидаемого. Но в случае удачи произведение выходит по-настоящему неповторимым, естественным, лишённым какой бы то ни было "пластмассы".
Я много лет работаю с сухостойной болотной сосной из окрестностей Архангельска. Наверное, скопления этих причудливых низкорослых деревьев имеются по всему Северо-Западу России на открытых моховых болотах. Из-за суровых условий дерево здесь растёт очень медленно, и полувековой сосновый ствол оказывается толщиной едва ли в руку. Впрочем, болотные сосны редко доживают до такого возраста. Большинство сухостойных стволов имеют не более 50...70 мм в поперечнике. Кривые, изломанные, разорванные морозами, они стоят под ветром, солнцем и осадками, постепенно теряя кору и покрываясь синевой. Плотная смолистая древесина долго сопротивляется гниению. Когда находишь удачную заготовку и работаешь с ней, кажется, будто само Время, воплощённое в древесине, оживает в твоих руках.
Иногда при уже подгнивших внутренних слоях интересной оказывается наружная поверхность. Особенно если над ней когда-то потрудились жучки-короеды, оставив рельефный ветвистый рисунок, напоминающий древние наскальные изображения. С этой поверхностью можно дополнительно поработать, вылощив её с помощью гладкой осиновой щепки (подойдёт палочка от отечественного мороженого или несколько спичек в ряд). Лощёная поверхность приобретает слабый серебристый блеск и глубину. Однако это получается далеко не с каждой заготовкой. Да и не всегда это нужно - для некоторых образов и композиций лучше подойдёт неровная и грубая сизая поверхность с остатками мха и лишайника.
Я использую заготовки из болотной сосны преимущественно для скульптурных композиций, реже - декоративных светильников. Но думаю, что этот материал с его суровой романтичностью может прекрасно себя показать в интерьерном дизайне и флористике, при создании композиций с металлом, кожей, шерстью, льном, другими природными материалами. Серебристо-серый тон хорошо вписывается во многие цветовые гаммы, а причудливость и разнообразие форм позволяют использовать заготовки без особой обработки и навыков резьбы. Если же говорить о скульптуре, то не следует ждать здесь коммерческого успеха. Болотная сосна трудна и непредсказуема. Это материал "для гурманов", для ценителей необычного и неповторимого.
Сама древесина болотной сосны, как правило, светло-золотистого тона с мелкой, довольно яркой текстурой. Подопревшие места - более тёмные, коричневатые. Со временем на воздухе коричневеет и вся обработанная резцом поверхность, что характерно и для обычной сосны. Режется здоровая древесина легко, подопревшая склонна сминаться и тупить инструмент. Страдает режущая кромка и от накопившейся в неровностях поверхностного слоя пыли, поэтому инструмент приходится довольно часто подправлять. Заточка должна быть острой, как для работы с мягкими породами. Плотность и механические качества древесины позволяют резать мелкие детали рельефа, а тонкая текстура дополняет и усиливает их форму и выразительность. Можно передать не только основные черты, но и выражение лица вашего персонажа. На изгиб старое дерево работает плохо, поэтому сильно утоньшать объёмные формы не следует.
Если скульптура или композиция выполнена с сохранением природной засиневшей поверхности, её нельзя ничем покрывать. Любое покрытие сделает природную поверхность тёмной и мрачной, лишит "серебристости". Я пробовал покрывать маслом только лишь обработанную поверхность, но масло неминуемо просачивалось за её края, образуя траурную кайму на синеве. Лак соблюдает заданные границы, однако лакированная поверхность, даже при самой тонкой плёнке, рядом с природной выглядит грубо и неестественно.
Если же вся поверхность заготовки прорезана, можно рекомендовать обычную пропитку льняным маслом. Древесина принимает его благосклонно и становится золотисто-коричневой, выделяя более тёмный рисунок текстуры. Пользовался я и обычным подсолнечным маслом - у меня почти два десятка лет стоит обработанная им замысловатая композиция, и ничего с ней не происходит того, чем пугали меня сторонники льняного масла и противники подсолнечного.
Ну и напоследок не могу не поделиться радостью самого процесса обретения заготовок болотной сосны. Я отправляюсь за ними в начале весны, когда дневное таяние и ночные морозы устанавливают на болотах прочный и твёрдый наст, по которому можно лететь на лыжах коньковым ходом в любом направлении. Лёгкая садовая пилка и прочный рюкзак - вот и всё, что нужно в дополнение к лыжам. А дальше, как говорится, ищите и обрящете.