Русская деревянная игрушка Игрушки точеные, резные, расписные. Одни расцвечены яркими красками, другие из чистого белого дерева: осины, липы, березы. Дерево… «Живой» материал, извечный на Руси, ценимый издревле за свои целебные свойства. С деревьями на Руси связаны дохристианские верования. В Вологодской губернии грехом считалось срубить всякое старое дерево, отнять у него право на естественную смерть. Такой грешник либо сходил с ума, либо ломал себе руку или ногу, либо сам скоропостижно умирал. В Орловской губернии считались неприкосновенными рощи, выросшие на церковищах – местах старых церквей. Среди заповедных деревьев русского леса чаще всего можно было встретить березу, сосну, липу, иногда ель. Издавна существовал обычай «пронимать» т.е. протаскивать больных детей через дупло или раздвоенный ствол. В ранних языческих верованиях осина считалась деревом, спасающим от всякой нечисти. Использование изделий из дерева, игрушек деревянных, полезно вдвойне, ведь на них наложена информация (замысел, идея) мастера. Исторически повезло глиняной игрушке, она вполне сохранилась до наших дней. Деревянные игрушки (кони, лодочки, шары, погремушки, …) более подвержены разрушению, сохранились только при особо благоприятных условиях в почвах Новгорода и Старой Ладоги. Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в XI веке, а может быть и раньше, у восточно-славянских племен, обитавших на реке Волхове, на месте Старой Ладоги, были в обиходе деревянные игрушки. На территории древнего Новгорода и Старой Ладоги археологи обнаружили игрушечные мечи XII века, подражающие настоящему боевому оружию того времени. Такие же игрушки были найдены и на реке Ояти. Это очень редкие находки из дерева. С VII века из письменных источников известно о широком бытовании деревянной игрушки. Ее покупали в Троице-Сергиевом монастыре, возле которого она делалась на продажу, и в Москве, «на торгу». При Оружейной палате также резали игрушки: «человека деревянного с колесы стоячего», «две лошади потешные з живства», «топорки потешные». Юный Петр Iиграл «барабанами потешными». О том, какие деревянные игрушки были на Москве в XIII веке, известно из записей дворцовых расходов. В 1721 году в декабре царевичам и царевнам, детям Петра, «куплено в Москве разных игрушек…три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баула, за все заплачено четыре рубля девять алтын, две деньги». Игрушки XIII века сохранились до наших дней в небольшом количестве. Лучше сохранились и более полно собраны в музеях деревянные игрушки XIX– XX веков. Подлинной столицей игрушечного царства было Подмосковье. Это – Троице-Сергиева лавра. Уже в XVвеке здесь культивировалась декоративная резьба по дереву (резали киоты, иконы), трудился знаменитый художник-монах Амвросий. При монастыре был свой «токаренный двор». Здесь и в подмонастырских слободах изготовлялись тысячи крашеных деревянных братинок, ставиков, ковшей, посохов, которые именовались «троицкими». В XVIIвеке Троице-Сергиева лавра – крупный центр русской народной резной игрушки. Лавра была местом богомолья русских царей и во время «троицких походов» царским детям покупали здесь «калачи, орехи, ягоды, морковь и репу», а также «потешные возки, деревянных коней и птичек». Одновременно игрушечный промысел развивался в двадцати семи километрах от Троице-Сергиева, в деревне Богородской, вотчинном владении монастыря. Но была и разница в изготовлении игрушек этих мест: в Лавре резали и окрашивали игрушку, в Богородском резали в белье, т.е. оставляли без окраски. В XIX веке Сергиевский район стал ведущим в России по производству кустарной игрушки. Толпы богомольцев, знатных и «простецов», разносили игрушки от стен Лавры по всей стране. Предприниматели, скупщики, владельцы торговых складов распространяли игрушки большими партиями по всей стране. В книге Сергиевской станции Северной железной дороги за 1879 год значится 21328 пудов игрушечного товара, отправленного из Сергиева в Москву. Формы и типы русской народной игрушки поражают своим разнообразием. Наиболее просты по форме игрушки-птицы. Часто их вырезают из корня или сучка, которые своим природным изгибом дают пластическое решение. В игрушках-птицах могли проявиться навыки изготовления деревянных чучел-«маних» для приманки дичи охотниками. Изысканны современные деревянные птицы. Другой круг образует «плотницкая» игрушка: куклы, коники. Традиции русской деревянной игрушки богаты и разнообразны. Знаменитый французский скульптор Огюст Роден в 1910 году сказал русским художникам, посетившим его мастерскую: «А много у вас есть людей, способных творить такое прекрасное?» и показал «кузнецов», движущуюся деревянную русскую игрушку. И в наши дни деревянная игрушка смело выдерживает сравнение с резиной, пластмассой и др. материалами детской промышленной игрушки. Ярко расписанные матрешки, совочки, формочки для песка, пирамиды и волчки, каталки-вертушки на длинных палках, клюющие курочки, кузнецы, пильщики и тому подобные забавные вещи. На рынках можно увидеть умельцев, торгующих этими товарами. Я, каждый раз задерживаясь возле них, вспоминаю свое детство, когда в базарные дни православных праздников, рынок наполнялся яркими и разнообразными товарами народных промыслов: деревянными и глиняными игрушками. Какую радость доставляли глиняные птички-свистульки, или деревянные медведи…
Комментарии