Топкинский скульптор Игорь Суворов живет в своем доме и вместо того, чтобы жечь уголь в печи, делает из него скульптуры. Работать с камнем мастер начал 10 лет назад, до этого он долгое время вырезал из дерева. Еще одной причиной обращения к углю стало желание быть сопричастным к шахтерской жизни: по словам скульптора, у него "духу не хватит спуститься в шахту, это героическая работа".
"У меня однажды спросили: "Слабо из угля вырезать?", я попробовал, оказалось, не слабо, – рассказывает Игорь Суворов. – Это очень интересный материал. Сначала, конечно, резал сложно, камень то и дело разваливался, но теперь уголь меня понимает, и я его. Я даже не могу это объяснить, просто нутром его чувствую".
Фото из личного архива Игоря Суворова
Для того чтобы созданная скульптура не потрескалась, мастер покрывает ее лаком, ограничивая тем самым доступ кислорода к камню. Материал скульптор заказывает в местном Гортопе: Игорь Суворов всегда просит, чтобы привезли больше комков. Раньше резал прямо из свежего угля, теперь оставляет его отлежаться, дает обсохнуть хотя бы полгода. За все время ни одна работа мастера не разрушилась, правда, скульптуру "Земля Кузнецкая", подаренную одному краеведческому музею, уронили: пришлось реставрировать. По словам Игоря Суворова, реставрация – процесс более сложный и долгий, нежели первоначальное создание скульптуры, нужно использовать совсем другую технологию.
На одну серьезную работу у мастера уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, скульптуру, "Мы ждем тебя", где изображена мать с младенцем на руках, Игорь Суворов вырезал четыре года: работать над ней он стал после аварий на шахтах "Ульяновская" и "Юбилейная" в 2007 году. Этой трагедии посвящена еще одна работа: мастер изобразил горняка, придавленного угольной глыбой.
Есть в творчестве топкинского скульптора и автобиографичные нотки. Одной из первых работ из угля стала скульптура "Трудное детство". "Мама меня одна растила. Так что детство у меня было немного трудным. Когда отец ушел, мы переехали в Кемерово. Это был 1973 год. В Топки я вернулся в 1990-м", – отмечает Игорь Суворов.
Скульптуры "Горняк", 2008 и "Трудное детство", 2006
Порой будущих героев скульптору подсказывает сам материал. "Иногда смотришь на кусок угля и видишь старца или мудреца. Иногда в разговоре что-то услышишь, по ходу чиркаешь, делаешь эскизы, а потом решаешь, что из камня сделать, что из дерева".
К своим работам мастер относится критично: по его мнению, даже в самой хорошей скульптуре всегда можно найти недостатки. "Даже в работе, которую я вырезал четыре года, по-моему, есть что-то недоделанное. Считаю, что итоговый вариант скульптуры и не должен полностью удовлетворять художника. На выходе необходимо видеть недостатки, это позволит совершенствоваться, что-то делать по-другому. Должно оставаться хотя бы ощущение, что в работе что-то не так, иначе – смерть художника", – поясняет автор.
Фото Георгия Шишкина / "Газета Кемерова"
Свою мастерскую Игорь Суворов построил 18 лет назад, а дом, в котором живет с женой и сыном, строит уже 16 лет и никак не может достроить: в основном время уходит на творчество.
"Когда что-то делает, может по 12 часов сидеть в мастерской, забывая про еду. А иногда может неделями ничего стоящего не делать, – говорит дочь скульптора, дизайнер Алёна Суворова, которая живет в Кемерово. – Он – мыслитель, к нему часто приезжают за советом, его мастерская никогда не пустует".
Текст: Екатерина Дуплякова